Москва. 8 ноября. FINMARKET.RU - По итогам объявленных Владимиром Путиным "общественных слушаний" по пенсионнной реформе, два влиятельных чиновника - один нынешний и один бывший - предложили президенту продлить эти обсуждения еще на год, хотя официально они должны были завершиться 1 ноября.
Такие предложения содержатся в докладах президенту профильного вице-премьера Ольги Голодец и бывшего вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина. "Финмаркет" ознакомился с обоими докладами.
Кудрин и Голодец - главные антогонисты в пенсионном вопросе. И причины на то, чтобы просить отстрочки "окончательного решения" у них прямо противоположные. Кудрин просит время, чтобы с помощью давления общества полностью поменять план реформы. Голодец, - чтобы правительство, под шумок продолжающегося общественного обсуждения новой формулы расчета пенсий, вопросов стажа и т.д., смогло уже в 2013 году забрать 4% накопительных пенсионных взносов и отдать их в распределительную систему.
Сама Голодец по итогам общественных слушаний внесла в пан реформы минимальные изменения:
- по просьбе Путина сократила на 5 лет стаж, необходимый для получения полной пенсии
- и уменьшила рост "времени дожития" - расчетного срока, который в среднем проживают люди после выхода на пенсию - он применяется для расчета страховой части. Чем дольше пенсионеры живут после выхода на пенсию, тем на большее количество лет делится их взнос в пенсионную систему, сделанный в трудоспособном возрасте. Следовательно, тем меньше у них будет размер пенсии.
-
- В пенсионной стратегии предлагалось увеличить период получения пенсии с нынешних 19 лет до 25 лет к 2030 году.
- Теперь Голодец пишет о "приведении показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии ... в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни", но цифр не приводит. В Стратегии необходимость увеличить период дожития обосновывалась тем же самым.
- В пресс-службе Минтруда "Финмаркет" заверили, что "динамика увеличения ожидаемого периода выплаты будет сокращена, с фиксированием показателя на уровне 20 лет". А сбор и оценка предложений экспертов, прозвучавших в ходе общественных слушаний, еще продолжаются.
Доклад Голодец: пенсионная реформа в два этапа
Пенсионная реформа - важная часть предвыборной программы президента Путина, который обещал, что она начнется уже в 2012 году и несколько раз требовал этого от правительства. Но, видимо, это пожелание президента правительство полностью выполнить не сможет. Стратегию реформы правительство выпустило с "особыми мнениями" Мифина и Минэкономразвития, которые недовольны почти каждым ее пунктом. Недовольны и советники президента, и экономисты.
Тупик, в который зашли чиновники, обсуждавшие новую пенсионную реформу, кажется абсолютно безвыходным. Надо или отменить накопления будущих пенсионеров, отдава их на выплаты пенсионеров нынешним, чтобы не тратить на это триллионы из бюджета, или поднять пенсионный возраст. Первый вариант неприемлем из-за того, что он разрушает всякую надежду на то, что удасться справиться с куда более тяжелыми пенсионными проблемами в будущем, второй - по политическим причинам.
Голодец предложила Путину разбить реформу на два этапа:
На первом - до конца 2012 года - принять основные законы, составляющие суть реформы:
- О дополнительных тарифах страхового взноса за работников с особыми условиями труда, имеющими право на досрочную пенсию;
- Об увеличении сборов с самозанятых;
- О приведении периода дожития в соответствие с фактическим;
- О перераспределении 4% из ставки страховых взносов с накопительной на распределительную составляющую трудовой пенсии;
- О создании условий для повышения доходности и надежности инвестирования пенсионных накоплений.
На втором этапе:
- К марту 2013 года предложить механизм "регулирования права выбора между распределительной и накопительной составляющими пенсионной системы";
- К ноябрю следующего года определиться со способами стимулирования граждан работать после достижения пенсионного возраста без оформления пенсии;
- Уже затем - разработать новую пенсионную формулу, на основе которой будет рассчитываться размер пенсии для каждого пенсионера;
- Полностью формирование новой законодательной базы, включая меры по вовлечению работающих неофициально в легальную трудовую деятельность, предлагается завершить к концу 2014 года.
Кудрин просит еще год на борьбу
Продолжить дискуссию предлагает не только Голодец, но и идеологические противники ее варианта реформы. Их точка зрения представлена в экспертном заключении Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина на проект стратегии. Заключение в середине октября было передано в Кремль, а в конце октября, по данным "Финмаркета", ушло оттуда в правительство.
В заключении КГИ, подготовленном с участием экспертов Центра стратегических разработок, утверждается, что деклалируемое правительственной стратегией желание сократить дефицит пенсионной системы будет достигнуто за счет:
- Уменьшения трудовой пенсии по отношению к зарплатам;
- Ущемления прав тех работников, которые доверили свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам;
- Создания риска непризнания накопленных прав на досрочные пенсии и прекращения их формирования;
- Увеличения налоговой нагрузки на бизнес.
Также эксперты КГИ и ЦСР отмечают, что в стратегии нет никаких предложений по повышению прозрачности деятельности Пенсионного фонда. В ее нынешнем виде ее принятие приведет к росту социальной напряженности в обществе.
Поэтому КГИ предлагает перенести сроки утверждения стратегии по меньшей мере на 1 июля 2013 года. К концу февраля 2013 года КГИ планирует завершить подготовку альтернативных предложений.
Один из членов КГИ рассказал "Финмаркету", что ответа из Кремля в комитет не поступило, и ожидать его раньше, чем через месяц (как и в случае с обычным обращением гражданина к президенту), не стоит.
Правительство продолжит реформу, пока остальные будут ее обсуждать
На состоявшемся во вторник заседании "Открытого правительства" первый вице-премьер Игорь Шувалов определенно заявил, что формирование законодательства для новой пенсионной реформы правительство намерено завершить к концу 2012 года. И судьба накопительного компонента фактически решена.
"По сути, сохранение накопительного элемента - это возвращение той ставки в 34%, которую мы когда-то просчитали вместе с Кудриным, Голиковой и Жуковым (Татьяна Голикова - экс-глава Минздравсоцразвития; Александр Жуков - бывший вице-премьер - "Финмаркет"), - признался Шувалов. - Можно крутить, как захочешь. Наиболее либеральный был подход: обеспечить добровольное накопление. Менее либеральный, но тоже либеральный, подход - это когда есть обязательные накопления. И совсем консервативный подход, когда нет никакого накопления, есть только солидарная часть".
Можно сделать вывод, что правительство по-прежнему склоняется к тому, чтобы накопительный компонент будущих пенсий граждане формировали в основном добровольно, за счет дополнительных взносов сверх обязательных для работодателей 30%, как и предлагают авторы пенсионной стратегии из Минтруда.
Михаил Дмитриев, президент Центра стратегических разработок
"Никакой реакции от президента и правительства на совместное экспертное заключение ЦСР и КГИ по Стратегии развития пенсионной системы мы не получали.
Попытка отложить решение части вопросов на будущий год, но уже в этом году узаконить основные содержательные идеи предложений Минтруда - это ползучая реформа, которая только усиливает риски изменений в пенсионной системе.
Фактически предполагается перевести в добровольный формат накопительную систему, как максимум оставить накопительному компоненту только 2% в ставке страховых взносов, с последующей отменой их обязательного характера в 2015 году.
Объективно, в отсутствие других изменений, в том числе и пенсионной формулы, это ведет к тому, что пенсионная система снижает свою долгосрочную устойчивость, а не увеличивает. Правительство делает эти первые шаги пенсионной реформы, даже не пытаясь объяснить, как потом эта проблема будет решаться, например, за счет изменения формулы в распределительной системе".
Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ
"Что считать пенсионной реформой? Сокращение накопительного компонента? Ставится задача в большей степени сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Используются для этого все доступные инструменты в рамках ограничений, которые поставил президент: мы не хотим прямо поднимать пенсионный возраст, полностью лишать людей льгот, например, отказываться от льготных списков [профессий, дающих право на досрочную пенсию].
В проект бюджета Пенсионного фонда на 2013-2015 годы уже заложены дополнительные ставки взносов за работающих в особых условиях труда, для самозанятых, с 2014 года предполагается увеличить возраст дожития.
Даже только эти изменения, которые не дадут очень большой прибавки бюджету ПФР, касаются миллионов людей. Работодатели, наверняка, будут стремиться сократить рабочие места с особыми условиями. Для них это дополнительные расходы. Это скажется и на занятых.
А вот главный количественный эффект мог бы быть от переноса 4% из накопительного компонента в распределительную часть. В проекте бюджета этого пока нет. Если это сделать, то придется менять и федеральный бюджет: трансферт из него может быть сильно сокращен. Мне кажется, дискуссия на эту тему пока не закончилась.
Пенсионная формула, конечно, тоже очень важна: от этого зависит размер пенсии. Он заметно сократится, если будет сильно увеличен срок дожития. Не ясно, какую пенсию будут начислять работникам, не имеющим стажа в 35 лет: для них будет понижающий коэффициент? Но касаться это будет только новых пенсионеров - работников, впервые оформляющих себе пенсии".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.