Сочи. 19 сентября. FINMARKET.RU - Владимир Путин в пух и прах разнес все то, чем правительство Медведева занималось все 4 месяца своего существования. В проекте бюджета, который вскоре должен был отправиться в Думу, президент обнаружил "системные сбои по целому ряду позиций", и теперь его, очевидно, придется переделывать. А вместе с этим — так или иначе решать судьбоносные для страны вопросы, а не откладывать их на потом.
Скандалы вокруг бюджета уже становятся традицией — год назад аналогичное обсуждение закончилось отставкой вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина.
На сей раз до отставок пока не дошло, но суть конфликта оказалась та же. Власти так и не смогли решить, что для страны главное — бюджетная стабильность и избавление от нефтяной зависимости или же активная роль государства в экономике, социальное благополучие и сильная армия.
Денег на второй путь, как показывает анализ правительственной переписки, с которой ознакомился «Финмаркет», в проекте бюджета действительно не хватает. Но получить их можно, надо только пожертвовать стабильностью и потратить нефтяные сверхдоходы.
Бюджетное правило - не указ
Проект бюджета на 2013-2015 гг. был
опубликован на сайте Минфина и в тот же день представлен на совещании президенту.
- Главной новацией бюджета стало возвращение к «бюджетному правилу» - ограничению дефицита бюджета и сбережению значительной части нефтегазовых сверхдоходов в Резервном фонде.
- Дискуссия о том, какую часть сверхдоходов от высоких цен на нефть нужно отправлять в Резервный фонд, а какую — на текущие расходы, велась все лето.
- Начались торги с «цены отсечения» на 2013 год (все доходы от более высоких мировых цен отправляются в резервы) в $83 за баррель, потом все было сошлись на $92 , а теперь Минэкономразвития предлагает вариант с $99.
- Каждый лишний доллар в цене нефти — это дополнительные 50-70 млрд рублей расходов бюджета.
Владимир Путин, не участвовавший в летней дискуссии, прямо указал министрам на то, что экономить нужно аккуратно — упомянул негативный опыт Европы, которая бюджетной экономией довела еврозону до рецессии.
«Жесткая и ответственная бюджетная политика, безусловно, приносит свои плоды, а если она проводится не должным образом, то тогда плоды тоже есть, но совсем противоположного толка», - витиевато объяснил президент. Бюджетное правило «разумно», однако «реальные ключевые задачи страны» должны быть учтены, сказал Путин и тут же растолковал, что такое «реальные ключевые задачи»:
- план резкого повышения социальных и инвестиционных расходов, который он обозначил в своих первых президентских указах от 7 мая 2012 года;
- план пенсионной реформы;
- «бюджет развития» - расширение госинвестиций.
«Нужно аккуратно пройти между Сциллой и Харибдой, нужно и бюджет развития сформировать, и социальные обязательства выполнять перед гражданами, выполнять то, что изложено … в указах от 7 мая, ... и в то же время макроэкономические показатели сохранить и улучшать их», - пожелал президент.
Что потребовал от правительства Путин своими первыми указами:
- До октября разработать проект стратегии развития пенсионной системы и увеличить размер пенсии гражданам, которые хотят работать после выхода на пенсию.
- Увеличить к 2018 году зарплату бюджетникам в 1,4-1,5 раза;
- Увеличить к 2013 году среднюю зарплату работников дошкольных учреждений до средней в сфере общего образования в регионе.
- К 2018 году средний доход преподавателей начального и среднего профессионального образования и работников учреждений культуры должен быть доведен до средней заработной платы в регионе.
- Повысить к 2018 году среднюю зарплату врачей, преподавателей образовательных учреждений вузов и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в регионе.
- Снизить на 20% цену кв. м жилья и довести стоимость ипотечных кредитов до уровня инфляция + 2,2 процентного пункта.
- Разработать программы развития, в том числе программу для Дальнего Востока и строительства инфраструктуры, связывающей регион с Европейской частью страны.
План Путина - деньги регионов
Минфин быстро обнаружил, что в бюджет средства на исполнение указов и меры экономии по «бюджетному правилу» одновременно уместить нельзя.
На все указы Минфин предусмотрел в федеральном бюджете-2013 лишь 253 млрд рублей, из них 100 млрд — помощь регионам.
Остальные расходы по исполнению президентских указов Минфин предложил переложить на регионы. По подсчетам министерства, региональным и муниципальным бюджетам в 2013-2015 годах на это необходимы дополнительные в 1,6 трлн. руб.
Муниципальные бюджеты уже влезли в долги, а в следующем году их дефицит вырастет до 200 млрд. руб. – это в 4 раза больше, чем в кризисном 2009 г.
Часть средств бюджеты регионов должны получить в виде передачи налогов из федеральной казны в региональную, но заметных доходов они регионам не принесут.
По сути, основная нагрузка от обещаний Путина легла на плечи регионов, у которых нет на это денег, зато федеральный бюджет получился вполне сбалансированным.
Альтернативные предложения Минэкономразвития — оно настаивало на выделении из федерального бюджета в 2013 г, - 431,6 млрд. руб., 819 млрд. руб. – в 2014 г., 1,3 трлн. руб. в 2015 г - не прошли. При этом большую часть должны были составить расходы инвестиционного характера.
С исполнением указов от 7 мая правительство действительно обошлось слишком вольно. Разработка той же программы развития Дальнего Востока, о которой вчера специально упомянул Путин, фактически, как следует из переписки чиновников, с которой ознакомился "Финмаркет", была заморожена еще в начале июня по той причине, что министерства, а особенно Минфин, опасались, что она обернется разбазариванием денег.
Пенсии на бюджет не влияют
Разработка пенсионной реформы также застопорилась. Летом ведомства предложили много вариантов, пытаясь резко сократить расходы бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Теперь вариант остался один, и он никого не устраивает.
- Минтруд предлагает осуществить «страховой маневр» - временного (на 2-3 года) передать на текущие выплаты пенсий 2% или 4% от 6%-ного страхового тарифа, идущего сейчас на накопительные пенсии работающих граждан.
- С 2015 года россиянам должны предоставят право выбирать: либо формировать накопления по существующей схеме, когда 6% страхового тарифа направляются на накопительную часть пенсии, либо отказаться и направить весь тариф (22%) на страховую часть пенсии.
- Граждане, решившие накапливать пенсию, должны будут вносить самостоятельный платеж в размере 2% от зарплаты в накопительную составляющую.
- Проект был раскритикован другими министерствами, экспертами и госбанкирами.
- Для составления бюджета сокращение пенсионных расходов больше не требуется — его удалось сбалансировать и без «резни» пенсий. А потому план реформы отложили на потом.
Изначально Минфин предлагал радикальные способы «оптимизации», позволяющей свести в бюджете концы с концами. Так, было предложено сократить армию (служащих по призыву — на 10%, контрактников — на 20%). Так же предлагалось резко снизить темпы индексации пенсий.
Однако предложения по оптимизации отвергли, а потому проблему сбалансированности решили старым «дедовским» методом — заложили в бюджет инфляцию повыше, что привело к росту номинальных доходов.
В результате к сентябрю вместо прорывного бюджета, который,
как обсуждали Путин с Медведевым этой весной, должен был создать в стране новую модель роста, получился вполне заурядный документ с кучей нерешенных проблем. Кроме пенсий, отсутствия денег на исполнение указов Путина и на мощную инвестиционную программу, остаются и другие «дыры», например:
- Не утвержден окончательно уровень поступления доходов от НДПИ на газ исходя из того, что он постепенно будет расти и для "Газпрома", и для независимых поставщиков. Повышение налога должно было стать основой «налогового маневра». Минфин вчера представил новую формулу расчета НДПИ, но в ней содержится как минимум одно «неизвестное» - коэффициент дефлятора, который еще должно определить правительство. Цена вопроса — десятки миллиардов рублей в год.
- Доходы от приватизации госимущества, по расчетам Минэкономразвития, будут ниже, чем рассчитывали в правительстве ранее. В майском варианте госпрограммы предполагалось, что в 2013-2015 годах доходы от продажи акций и иных форм участия в капитале составят в общей сложности 1,115 трлн. руб., теперь же они прогнозируются только в размере 793,7 млрд руб.
Теперь, как считают эксперты, чтобы исполнить пожелания Путина, правительству, «проходя между Сциллой и Харибдой», придется забрать резко влево — и поменять бюджетное правило, отправив значительную часть нефтяных сверхдоходов на текущие расходы.
Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ
"По сравнению с [опубликованными в июле] Основными направлениями бюджетной политики, в представленном проекте бюджета доходы несколько увеличены, расходы – прежние. Расчеты сделали в соответствии с бюджетным правилом, точнее с его второй частью, где говорится, что расходы не могут быть меньше утвержденных в проектировках предыдущего бюджета за вычетом условно утвержденных расходов.
Если бы считать только по средним ценам на нефть, доходы и расходы были бы меньше (проект бюджета сверстан исходя из средней цены на нефть в $102 за баррель, тогда как бюджетное правило требовало опираться на $92 за баррель).
Нельзя увеличивать расходы на оборону, социальную политику и при этом ничем не жертвовать. В проекте сокращаются расходы на здравоохранение, образование, на регионы, на поддержку экономики. Если и этого не делать, то надо либо отказываться от бюджетного правила, либо переносить повышение расходов на оборону, либо прямо сейчас проводить пенсионную реформу в форме отмены накопительной пенсии.
Вполне возможно, разнос проекта бюджета Путиным означает, что он склонен поддержать
позицию Минэкономразвития по учету в бюджетном правиле мировой инфляции. В таком случае расходы бюджета можно несколько увеличить. Хотя и не на много.
Путина можно понимать и так, что надо полностью изменить бюджетное правило таким образом, чтобы оно меньше ограничивало рост бюджетных расходов. Но если мы идем на смягчение бюджетного правила, тогда надо пересмотреть свое отношение к бюджетному дефициту, к политике сокращения государственного долга, идти на их постепенное увеличение".
Владимир Климанов, директор «Института реформирования общественных финансов»
"Минфин неоднократно отмечал, что предвыборные обещания в части социальных гарантий целой категории бюджетных работников, которые должны либо стать средними по региону, либо быть выше в двукратном размере, нужно растянуть до 2018 года.
Позиция ведомства, по понятным причинам, осторожная. Необходимо учитывать и другие обстоятельства: со следующего года частично заработает бюджетное правило, а в полном объеме – уже с 2015 года. Поэтому бюджет верстался у условиях двух противоположных тенденций: увеличения расходов и введения жесткого бюджетного правила, к тому же в условиях высокой зависимости от доходов. Осторожный пессимизм Минфина вполне оправдан.
Исполнить обещания президента, носящие размытый характер, в полной мере нельзя. Нужно найти более весомые резервы. В нынешней ситуации придется либо пересматривать бюджетное правило или вообще отменять его введение, либо прописывать бюджет с учетом более оптимистичных оценок цен на нефть".
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.