Минфин, несмотря на давление вице-премьеров и Минэкономразвития, уперся и не хочет включать в расчетную цену нефти, закладываемую в бюджет-2013, "инфляционную надбавку"
Москва. 28 августа. FINMARKET.RU - Правительство входит в финальную фазу бюджетного цикла: вернувшиеся из отпуска чиновники должны до 1 октября завершить работу над бюджетом, чтобы внести его проект в Государственную Думу.
Впервые за всю историю новой России бюджет должен быть сверстан с соблюдением так называемого "бюджетного правила" - цена нефти, закладываемая в бюджет для определения его доходов и расходов, в бюджете 2013 года будет определена не волевым прогнозом экономистов, а как средняя за пять лет.
Последнее значимое препятствие - традиционный спор Минфина и Минэкономразвития о размере расходной части бюджета, которая прямо зависит от того, как именно будет сформулировано "бюджетное правило". Чем большей будет эта самая средняя цена, тем больше расходов можно заложить в бюджет.
Минэкономравзития
уже пыталось смягчить формулировку правила, предлагая рассчитывать цену на нефть на основе трехлетнего периода, а после 2016 года - увеличивать его на один год, чтобы в 2019 году выйти на семилетний период расчетов. Но победил более экстремальный подход Минфина:
- По законопроекту (поправки в Бюджетный кодекс), который Госдума уже одобрила в первом чтении, "бюджетное правило" для определения предельного уровня расходов бюджета основано на использовании так называемой базовой цены на нефть. Расходы не должны превышать величину доходов при базовой цене, увеличенную на дефицит бюджета в 1% ВВП.
- Базовая цена на нефть для 2013 года - это средняя цена нефти за пятилетний период, для 2014 и 2015 годов - средняя цена за шесть и семь лет соответственно, с ежегодным увеличением периода на один год до достижения 10 лет. Базовая цена должна составить $92, $93 и $94 за баррель соответственно, при среднегодовом прогнозе в $97, $101 и $104 доллара за баррель
Чтобы вырваться из этого довольно жесткого коридора, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов в конце июня предложил правительству каждый год индексировать получаемую по формуле Минфина базовую цену на уровень мировой инфляции, а для его определения использовать сборник "IHS Global Insight", который любой желающий может найти в интернете. Согласно его данным, в 2011 году цены в мире выросли на 4,04%, прогноз на 2012 год - 3,36%, 2013 год - 3,09%, в 2014 году - 3,06%, 2015 году - 3,08%.
Уловка Белоусова может увеличить расходную часть бюджета на 350-500 млрд рублей (каждый лишний доллар в цене нефти увеличивает доходы на сумму от 50 до 75 млрд рублей) за счет применения инфляционного коэффициента.
Нефть стоит больше, чем вчера, не только из-за колебаний спроса и предложения, но и из-за того, что она подвержена инфляционному тренду, объяснял Белоусов свой подход премьеру Дмитрию Медведеву. Если это обстоятельство не учитывать, за 10 лет накопится "большая систематическая ошибка" в сотни миллиардов рублей - либо в плюс, либо в минус. Поправку Минэкономразвития предлагает учесть при втором чтении законопроекта, чтобы "не тормозить" прохождение документа через Госдуму. Но Минфин этот вариант категорически не устраивает - ведь тогда базовая цена на 2013 год сразу поднимается с $92 до $99 за баррель.
Если принять в расчет мировую инфляцию, то "цена отсечения" для бюджета может вырасти
Второе чтение поправок в Бюджетный кодекс намечено на сентябрь. Но министр финансов Антон Силуанов уже направил в правительство отзыв ("Финмаркет" ознакомился с документом), в котором жестко раскритиковал инициативу своих коллег из Минэкономразвития. Перечень доводов Минфина выглядит так:
- Во-первых, корректировать базовую цену на нефть на мировую инфляцию - экономически бессмысленное действие. Хотя бы потому, что стоимость нефти исчисляется в долларах, а мировая инфляции рассчитывается на основе корзины валют.
- Во-вторых, индекс потребительских цен в мире рассчитывается по всем странам, в том числе и по тем, инфляция в которых нестабильна. Но эти страны и их риски никак не влияют на рынок нефти, так что учитывать их в базовой цене нефти нет оснований.
- В-третьих, рост потребительских цен в мире существенно превышает инфляцию доллара США. Если индексировать цены на нефть на мировую инфляцию, это приведет к тому, что значения цен предыдущих периодов окажутся "переоцененными".
- Таким образом, только использование номинальной скользящей средней цены на нефть за последние несколько дает максимально надежный результат прогнозирования, так как учитывает фактические наблюдаемые тенденции. А базовая цена, рассчитанная на основании проиндексированных цен, будет автоматически завышенной и приведет к необоснованно высокому росту уровня предельных расходов бюджета.
Вопрос о включении "инфляционной надбавки" в цену нефти премьер Дмитрий Медведев должен рассмотреть очень быстро - новый бюджет надо вносить в Госдуму после того, как поправки в Бюджетный кодекс вступят в силу, а значит, у правительства осталось буквально две недели на разрешение спорного вопроса.
Собеседники "Финмаркет" в российском Белом доме утверждают, что это будет непросто. По словам двух чиновников аппарата правительства, сторонники "надбавки" - вице-премьеры Игорь Шувалов и Аркадий Дворкович и министр Белоусов, - остались при своем мнении и постараются не дать Минфину возможность отрезать от расходов бюджета несколько сотен миллиардов рублей.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.