Единственная подушка безопасности, которая может спасти развивающиеся страны от новой катастрофы, - это их резервы в иностранной валюте и золоте, уверены экономисты. Россия пока в относительной безопасности - у нее есть и доллары, и золото, - но политика ЦБ постепенно опустошает копилку властей
Москва. 17 февраля. FINMARKET.RU - За первое десятилетие XXI века развивающиеся страны создали беспрецедентные объемы иностранных резервов. Это помогло России, Индии, Китаю и другим странам пережить
кризис 2008-2009 годов. Если бы не резервы, спад был бы куда более глубоким и продолжительным.
Резервы помогли развивающимся странам пережить и нынешнюю распродажу на рынке активов. Но проблема в том, что сейчас снова, как и пять лет назад, просто таят, буквально, на глазах. В конце прошлой недели стало известно, что
международные резервы России уменьшились с начала февраля на $8,7 млрд, их объем ($490,2 млрд) стал минимальным с 18 февраля 2011 года ($487,4 млрд), то есть почти за три года. С начала 2014 года резервы снизились на $19,4 млрд, за весь 2013 год резервы уменьшились на $28,0 млрд.
Резервы - последнее средство в борьбе с ослаблением валют
С начала года на рынках активов развивающихся стран полным ходом идет распродажа. Именно резервы помогли государствам сдержать падение национальных валют. Сейчас они становятся решающим фактором для инвесторов при оценке валют.
Валюты стран, резервы которых недостаточны, будут находиться под давление в ближайшие годы, согласно котировкам опционов, пишет Bloomberg.
Наиболее пессимистично трейдеры настроены по отношению к турецкой лире, индонезийской рупии, аргентинскому песо, венгерскому форинту и южноафриканскому ранду. Форвардный рынок демонстрирует, что украинская гривна подешевеет еще на 20%. У всех этих стран либо небольшие резервы, либо они тратят их слишком быстро.
© IMF
© IMF
Турция с июня потратила 27% своих резервов, чтобы поддержать курс лиры. По состоянию на 10 февраля, резервы страны оценивались в $34 млрд. Этого достаточно, чтобы покрыть 0,29% краткосрочного долга страны.
Резервы Южной Африки составляют $46 млрд, это 13% ВВП страны, на 5% меньше, чем нужны, чтобы финансировать торговый дефицит и обслуживать госдолг.
Обвал лиры и ранда - турецкая валюта упала до исторического минимума к доллару (2,39 лиры), ранд - до пятилетного минимума (11,39 за доллар) - стал логичным итогом стремительного опустошения их резервов.
Падение резервов до минимального значения с 2009 года заставило Казахстан пойти на девальвацию тенге.
Аргентина с марта 2011 года потратила $25 млрд на защиту песо, что не помешало ему ослабеть на 16% в 2014 году. Сейчас резервы страны находятся на минимальном уровне за 7 лет.
Страховка от бедствий
Резервы являются своего рода страховкой на случай кризиса,
соглашаются Мензи Чинн из Университета Висконсина и его коллеги. Чинн исследовал опыт 112 стран мира и пришел к выводу, что ВВП развивающихся стран во время прошлого кризиса сократился бы куда сильнее, если бы не резервы.
Резервы помогают стране защититься от негативных финансовых или торговых шоков. Если страна не сможет выйти на внешний рынок, ей понадобится буфер, чтобы какое-то время оплачивать импорт и делать выплаты по госдолгу. В среднем, стране нужны резервы общим объемом примерно 9,1% ВВП, чтобы справиться со "стандартным" кризисом. Для России это - около $175 млрд.
Что такое резервы?
Международными резервами считаются внешние активы, номинированные в иностранной валюте, которые страна и правительства могут продать в любой момент.
Резервы состоят обычно из активов в иностранной валюте, резервных позиций в МВФ, SDR (это расчетная валюта, которую выпускает МВФ) и запасов золота. Экономисты не анализировали запасы золота, так как оно менее ликвидно и развивающиеся страны обычно его не скупают.
Экономисты также не анализировали активы, которыми владеют суверенные фонды (вроде российского ФНБ) и центробанки. Эти активы управляются по другим принципам и не являются страховым инструментом.
Абсолютные значения резервов нужно соотносить с размером и экономики и другими показателями.
Экономисты проанализировали, как размеры резервов сказались на темпах роста ВВП: посчитали разницу между реальными темпами роста ВВП и теми, какие экономика показала бы, если бы не было бы кризиса. Для этого они использовали прогнозы по росту ВВП и средние исторические значения.
Резервы помогли сгладить падение ВВП во время кризиса
Наиболее эффективно объемы необходимых резервов можно оценить с помощью показателя "отношение объема резервов к уровню краткосрочного долга". Этот показатель наиболее четко коррелирует с отклонениями ВВП от тренда: чем резервы больше, тем меньше спад во время кризиса.
Развивающиеся страны, вводящие различные ограничения на движения капитала, склонны наращивать свои резервы активней, чем страны, не желающие отказывать инвесторам в праве свободно выводить капитал из страны. Это ключевое отличие от развитых стран, которые по мере финансовой либерализации накапливают больше резервов. Резервы развивающихся стран куда больше, чем развитых.
http://www.ssc.wisc.edu/
Контроль над капиталом играет ту же роль, что и резервы: это страховка, которая помогает защищаться от шоков на финансовом рынке. Если страна лишилась доступа на рынок, она ограничивает отток капитала, спасая таким образом свои резервы, и сохраняет возможность платить за импорт и обслуживать госдолг.
Создание резервов и контроль над капиталом дополняют друг друга. Контроль над потоками капитала помогает предотвратить ситуацию, когда покупка правительством иностранных активов компенсируется притоком капитала и ростом внешних обязательств частного сектора (такая ситуация сложилась, к примеру, в России в первой половине 2008 года).
Во время финансового кризисы страны, которые имели значительные резервы и ввели ограничения на движения капитала, пострадали в меньшей мере - потери для их ВВП были не такими большими.
http://www.ssc.wisc.edu/
Резервы являются своего рода "ядерным оружием" на денежном рынке: их наличие сокращает потери для ВВП, но тратить их можно лишь в самом крайнем случае.
После кризиса резервы накапливаются значительно медленнее
Сразу после кризиса многие страны начали быстро восстанавливать свои резервы, которые они потратили во время спада. Это, в первую очередь, касается тех стран, резервы которых до кризиса оказались недостаточными. Правительства осознали, что были недостаточно защищены, и теперь пытаются обезопасить себя на будущее.
Если стране пришлось во время кризиса обратиться за помощью к МВФ, то она будет еще более активно наращивать резервы. То же самое касается стран, которые потратили значительную часть резервов во время кризиса.
Исключением из этого стали страны - экспортеры нефти, которые не смогли после кризиса быстро восстановить резервы. Возможно, это связано с падением нефтяных доходов.
Россия смогла восстановить потери в резервах после кризиса 2008-2009 годов лишь к середине 2011 года - в марте 2011 года они превысили $500 млрд..
http://www.ssc.wisc.edu/
C конца 2009 года темпы создания резервов замедлились во всех развивающихся странах. Первыми замедлили темпы создания резервов Россия, Индия и Гонконг. С середины 2010 года к ним присоединился Таиланд, а затем Индонезия, Малайзия и страны Восточной Европы. Исключением из этой тенденции пока является Китай.
http://www.ssc.wisc.edu/
.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.