.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Экономика
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
06 ноября 2013 года 11:42
Здравоохранение: нелюбимая падчерица бюджета
0 |
6 ноября. FINMARKET.RU - Стагнация в экономике вкупе с наращиванием военных расходов и реализацией инвестиционных мегапроектов не оставляют властям иного выбора, кроме как отказаться от курса на принятое в современном мире приоритетное финансирование расходов на развитие человеческого капитала. Расчеты "Центра развития" НИУ ВШЭ, представленные в бюллетене "К.Г.Б.", показывают , что расходы на здравоохранение, запланированные в проекте бюджета на 2014–2016 гг., оцененные с позиций потребности, серьезно занижены. Из всех видов расходов на «человеческий капитал» ситуация с расходами на здравоохранение в проекте бюджета на 2014-2016 года (принят Госдумой в первом чтении), выглядит наиболее драматично.
Расходы федерального бюджета на здравоохранение с учетом трансфертов ФОМС, в соответствии с проектом федерального бюджета, в 2014 г. сокращаются по сравнению с предыдущим годом на 8,6% в номинальном и на 13% в реальном выражении.
В конце плановой трехлетки, в 2016 г., они сокращаются, соответственно, на 18,2% в номинальном и на 29% в реальном выражении.
По замыслу Минфина, снижение расходов на здравоохранение из федерального бюджета должно быть компенсировано ростом расходов бюджетов фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС), в том числе за счет увеличения трансфертов за неработающее население из региональных бюджетов.
Рост расходов ФОМС за три года должен составить свыше 44% в номинальном и 26% в реальном выражении.
Однако фонд оплаты труда по экономике, являющийся налоговой базой для страховых взносов в ФОМС, в соответствии с весьма оптимистичным прогнозом Минэкономразвития, за ближайшие три года должен вырасти на 28%. И еще вопрос, смогут ли регионы в условиях стагнации экономики поддерживать собственные расходы на здравоохранение при снижении трансфертов из федерального бюджета, отмечают авторы исследования.
Сокращение расходов на здравоохранение выглядит еще опаснее на фоне международных сопоставлений:
для развитых стран Европы и США характерно соотношение расходов на здравоохранение и ВВП в 7–9%;
для стран Восточной Европы (Центральной Европы) – 5–6%;
для ряда развивающихся стран это соотношение ниже;
для России данное соотношение в соответствии с проектом бюджета имеет явную тенденцию к снижению, а целевой ориентир на 2016 год – 3,3% ВВП – будет ниже нынешнего уровня данного показателя для всех развивающихся стран, входящих в ОЭСР.
Предстоящие изменения структуры расходов на здравоохранение в свете предусмотренного повышения зарплат врачам и медперсоналу еще более как отмечается в исследовании, нагоняют пессимизма. Планом деятельности Министерства здравоохранения определена динамика соотношения заработных плат по категориям занятых на период 2013–2018 гг., которая позволяет рассчитать ФОТ по отрасли и сопоставить его с данными об общих расходах бюджетной системы на здравоохранение в 2013–2016 гг. в соответствие с проектировками Минфина.
Из данных таблицы следует, что если жизнь будет складываться по сценарию Минфина, то, как отмечается в бюллетене, "доля ФОТ в объеме расходов быстро увеличится, что будет вести к деформации структуры затрат и, в конечном итоге, к снижению качества услуг здравоохранения". В этой связи, для целей расчета потребности в расходах на отрасль на ближайшие три года в НИУ ВШЭ предположили, что "неснижение качества услуг достигается при сохранении стабильного реального уровня всех остальных расходов, кроме ФОТ (индексация на 5% в год)".
"Скорее всего, в ответ на это Минфин заявит, что модернизация здравоохранения и повышение зарплат должны привести к росту эффективности расходов и снижению численности занятых в отрасли. И расскажет о том, что происходящие сейчас "слияния и поглощения" больниц, также как и частичное замещение стационарной помощи амбулаторной, и есть путь структурных реформ в отрасли. Но такие фразы, которые не поддерживаются расчетами и оценками, не впечатляют. Грамотная реструктуризация, как минимум, требует затрат на повышение квалификации занятых в амбулаторном звене и повышение их технической оснащенности. Следов ни того, ни другого в бюджете нам обнаружить не удалось", - отмечается в исследовании.
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
- 2014: год большого секвестра
- Расходы на социалку начнут расти после реконструкции Вооруженных сил
- Силуанов: "Все должны поджиматься, это трехлетка экономии"
- До 2022 года на российское здравоохранение планируется потратить 30 трлн руб.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
.