С помощью данных Росстата эксперты ЦР попытались выявить основные причины замедления роста экспорта.
- Рост экспорта замедлился до 2,4% против 4,6% в четвертом квартале. Это связано с проблемами мировой экономики и долговым кризисом в Европе. Внешняя конъюнктура ухудшается, а это определяющий фактор для состояния дел в России, напоминают эксперты.
- Рост инвестиций сократился с 3,4% до 1,5% в первом квартале. Это еще более тревожный сигнал, ведь именно инвестиции первыми реагируют на ухудшение ситуации.
- Темпы роста импорта снижаются - они обвалились с 3,4% в третьем квартале 2011 года до 1,2% в первом квартале этого года. Компании покупают все меньше иностранных товаров, товарооборот в целом снижается.
- Снижаются и запасы - бизнес боится их наращивать в условиях неопределенности.
Выводы о том, что экономика замедляется, подтверждают и недавняя оценка Минэкономразвития - во втором квартале ВВП вырос на 3,9-4% в годовом выражении. Если убрать эффект сезонности, то во втором квартале к первому кварталу ВВП вырос всего на 0,1%, подсчитали в ЦР. Получается, что во втором квартале российская экономика оказалась была в стагнации. Текущий счет без профицита Профицит счета текущих операций во втором квартале этого года снизился в два раза по сравнению с первым кварталом - до $19 млрд. Вряд ли это можно списать на сезонные колебания. Экспорт и импорт стагнируют, зато растет неторговый дефицит за счет услуг, прочих доходов и трансфертов за рубеж.
- Падение цен на нефть во втором квартале привело к снижению экспортной выручки до $86 млрд против $91 млрд в первом квартале. Средняя цена на российскую нефти марки Urals упала на 9% по сравнению с первым кварталом.
- Согласно мартовской оценке Минэнерго, физические объемы экспорта природного газа снизились на 23% в годовом выражении. Однако, по мнению ЦР, это было компенсировано ростом физических объемов экспорта нефти.
- Даже если падение цен на нефть остановится, а физические объемы экспорта сокращаться не будут, это не остановит снижение российской экспортной выручки. Так в третьем квартале она сократится до $75 млрд, а в четвёртом немного подрастет - до $83 млрд.
- Экспорт остальных товаров, если устранить эффект сезонности, сократился на 2,6%. В лучшем случае он составит $100 млрд во втором квартале. В совокупности эти два показателя говорят о стагнации экспорта.
- Импорт, несмотря на рост кредитования в России, также перестал расти. Во втором полугодие его стоимость не превысит $190 млрд.
- Зато растет неторговый дефицит счета текущих операций, во втором полугодии он составит $58 млрд. Именно он определит сокращение профицита счета текущих операций во втором квартале до $10 млрд.
- Стабилизировать ситуацию мог бы финансовый счет, тем более впервые за три года он оказался профицитным на уровне $3 млрд, во многом благодаря падению оттока капитала в первом квартале до $10 млрд. Однако не стоит надеяться на это, ведь частный сектор продолжает вывозить капитал. Сокращение было связано с банковским сектором, но это лишь временная коррекция - вскоре банки вновь начнут покупать валюту, тем более ожидания девальвации рубля растут.
- Изменение среднего уровня развития институтов, по десятибалльной шкале IMD, на один балл может ускорить или замедлить рост российской экономики на 0,31 п.п. В 2000-2008 годах Россия имела оценку в этом рейтинге 2,8 баллов - это низко даже по сравнению с 4,7 баллами у Китая. Ухудшение качества государственных институтов скажется на рейтинге.
- Если цены на нефть останутся постоянными, то потенциал роста российской экономики составит всего 4%. И даже за этот рост надо будет побороться, повышая конкурентоспособность экономики. Тем более, в последние четыре квартала рост экономики неуклонно снижается. Если эта динамика сохранится, то ВВП в этом году вырастет всего на 3,1%. Тут уже каждый процентный пункт на счету, уверена Акиндинова.
- На фоне деградации институтов меры по улучшению предпринимательской среди выглядят неубедительно. Агентство по стратегическим инициативам предложило новую дорожную карту, которая должна облегчить доступ малых предприятий к заказам естественных монополий. "Учитывая, по каким "правилам" обычно распределяют заказы в близких к государству структурах, не трудно догадаться, какого рода "малые предприятия" будут участвовать в освоение средств от повышения тарифов", - пишет Акиндинова.