.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
главная страница
Главная / Минфин развенчал сниженный НДС
.
06 августа 2008 года 17:53
Минфин развенчал сниженный НДС
Разрекламированное снижение налога на добавленную стоимость Минфин не оценил. Ознакомление с новой концепцией развития страны до 2020 года не добавило положительных моментов министерству. Напротив, снижение НДС вызвало бурю негативных отзывов, включая возможность компенсации бюджетных потерь. Возможность эту Минфин увидел лишь в сокращении расходов на социальную сферу.
Концепция-2020 одним из основополагающих факторов успешного развития страны и повышения благосостояния граждан обозначила снижение налогового бремени. Безусловно, положительные моменты в этом есть. Заложены они, в частности, для небольших компаний, где доля некомпенсированных расходов в части погашения этого налога составляет более 50 проц., для граждан, которые будут оплачивать товары, как минимум на 6 проц. дешевле, для торговли, сфер транспорта, услуг, связи… Другое дело, что будут и пострадавшие. Первым на очереди - бюджет. Положение его усугубляется тем, что, согласно все той же концепции, уже в ближайшее время количество доходов должно резко сократиться.
Решающую роль в этом сыграют как сниженный НДС, так и падение мировых цен на нефть. Такого ценового бума, как в этом году уже в ближайшие три года у страны не будет. По прогнозам, цена на нефть марки Urals после достижения максимума в 2008 году (112 долл. за баррель) в течение трех последующих лет будет снижаться и достигнет в 2011 году 88 долл. в связи с прогнозируемым вводом мощностей нефтедобычи и нефтепереработки, ростом инвестиций в научные исследования и развитие нефтяной отрасли, а также ослаблением спекулятивной составляющей конъюнктуры и замедлением роста мирового спроса.
В последующие годы предполагается, что рост издержек, связанных с ухудшением условий добычи, будет определять рост цен на нефть на 1-2 проц. опережающий уровень инфляции. В этих условиях к 2015 году цена на нефть повысится до 97 долл. за баррель, а к 2020 году - до 116 долл. за баррель. То есть те сверхдоходы, которые бюджет собирал благодаря "черному золоту" не предвидятся вплоть до 2020 года.
Одновременно с этим Минэкономразвития предлагает на 6 проц. снизить НДС. По прогнозам ведомства, снижение этого налога приведет к снижению налоговой нагрузки на экономику для дополнительного стимулирования экономического роста, при этом сократив доходы бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12 проц. в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2 проц. ВВП. При сокращении ставки до 14 проц. с сохранением льготной ставки 10 проц. выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3 проц. ВВП.
Минфин от этих подсчетов оказался не в восторге. Это и не удивительно: сокращаются доходы государства - сокращаются и его расходы. А расходы у государства в основном социальные. В результате, за сокращение НДС заплатят пенсионная система, системы образования и здравоохранения. "Сделано это (снижение НДС) будет за счет недофинансирования пенсионной системы, дорог, обороны, образования, здравоохранения, потому что именно эти отрасли требуют сегодня увеличения расходов", - отметил сегодня глава Минфина Алексей Кудрин. Собственно говоря, это косвенно подтверждает и концепция развития. Однако при этом МЭР указывает, что высвобождение ресурсов в результате снижения НДС будет трансформировано на 35 проц. в повышение оплаты труда и выплаты в социальные фонды и на 65 проц. - в рост прибыли, используемой в значительной мере на инвестиции.
Очевидны и другие факторы. С учетом того, что НДС - это налог на потребление, а потребление сейчас существенно опережает производство, то со снижением НДС потребление будет еще больше опережать производство. Выиграют только торговля и посредники, а перерабатывающая отрасль получит минимальную поддержку. "От перегрева мы перейдем к перенакалу нашей экономики", - подчеркнул глава Минфина.
Кроме того, снижение НДС приведет к добавлению процентных пунктов инфляции. Даже если у населения больше денег и не станет, из стоимости товаров будут выключены 6 проц. налога. То есть высвободившиеся средства население вновь понесет в магазины, а товаров при этом, увы, больше не станет.
Какая бы замечательная новая стратегия не была, есть в ней очевидные несостыковки. В том числе в части выпадающих доходов и планируемыми увеличенными расходами на социальную сферу. По словам Кудрина, если одни расходы увеличивать в процентном отношении к ВВП, то другие расходы должны быть сокращены, однако Минэкономразвития в своем документе на этот вопрос не отвечает. "Если сама налоговая база поддерживает себя только в процентах к ВВП, но не растет, как можно увеличивать расходы в процентах к ВВП без увеличения налогового бремени?", - отметил А.Кудрин. В концепции нет ответа на этот вопрос.
Редакция ИА "Финмаркет"
Опубликовано /Финмаркет/
.