.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
главная страница
Главная  /  Еще одна попытка ФАС разобраться с авиакеросином
.
 
 
 
 
18 июня 2008 года 09:10

Еще одна попытка ФАС разобраться с авиакеросином

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело по факту повышения цен на авиационное топливо. За дорогой керосин могут ответить нефтяные компании - монополисты. Как говорят авиаторы, монополизация рынка и рост расходов, в первую очередь, ударяют по кошелькам пассажиров.

ФАС России во вторник возбудила дело по признакам нарушения ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении высоких цен на авиационный керосин. По данным антимонопольной службы и сообщениям ряда СМИ, в последнее время цены на авиатопливо на внутреннем рынке превысили стоимость авиатоплива в аэропортах Западной Европы, - говорится в официальном сообщении ФАС. - Превышение российскими нефтяными компаниями цен поставки на внутренний рынок по сравнению с поставкой на экспорт в условиях монополизированного рынка содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Как уже сообщалось, стоимость авиакеросина в российских аэропортах в июне превысила мировой уровень. Заправиться в Москве дороже, чем в Европе, а в российских регионах цены еще выше. Подорожание керосина авиакомпании компенсируют увеличением стоимости билетов. Как писал накануне "Финмаркет", этим летом высокие цены на авиационное топливо существенно повысят расходы российских туристов - с начала года туроператоры увеличивали топливный сбор почти ежемесячно, и к июню он вырос в разы.

Винят монополистов в повышении цен на топливо и авиаторы. Совет Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП) 11 июня направил письмо премьеру Владимиру Путину с просьбой принять на государственном уровне меры по демонополизации рынка авиационного топлива. Постоянный и неоправданный рост цен на авиакеросин подрывает экономические основы функционирования и развития всего авиатранспортного комплекса страны, говорится в обращении, опубликованном на сайте организации. С сентября 2007 года цена на топливо, по оценкам Росавиации, выросла на 70 проц. и в настоящее время составляет более 35 тыс. руб. за тонну. По подсчетам независимых экспертов, авиатопливо, с учетом скачка на 30 проц. прошлой осенью, за последние полтора года подорожало вдвое.

В ноябре, напомним, резкий рост цен на керосин эксперты объясняли тем, что российские НПЗ снизили объемы выпуска керосина в пользу производства более выгодного дизельного топлива, отправляя его, прежде всего, на экспорт. Сейчас ФАС также подозревает нефтяников в ущемлении интересов отечественных потребителей, то есть в том, что они продают топливо российским компаниям дороже, чем поставляют за рубеж. С конца мая и до настоящего времени средняя мировая котировка цены на авиационное топливо снижается, тогда как на внутреннем рынке она, наоборот, растет, подчеркивают в МАРАП. Причина, считают в ассоциации, в продолжающейся монополизации российского рынка авиационного топлива нефтяными компаниями, отсутствии рыночных регуляторов и высоких ставках акцизов и налогов. Подорожание керосина приводит к тому, что даже у авиакомпаний, в парке которых есть экономичные иностранные суда, на топливо приходится 40 проц. расходов. У авиаперевозчиков, пользующихся старыми отечественными самолетами, эти затраты намного выше. Вместе с тем все расходы перекладываются на потребителей, что не позволяет сделать авиационный транспорт более доступным широкому кругу населения, отмечают в МАРАП.

Эксперты считают, что расследование ФАС остановить рост цен не сможет и ситуацию способно изменить только правительство. Неделю назад вице-премьер Сергей Иванов, предложил начать биржевую торговлю авиакеросином, чтобы выявить рыночную цену и "пошатнуть монопольные позиции поставщиков авиакеросина". В Европе такая практика существует давно, в России же цена на топливо назначается производителем. В настоящее время стоимость авиакеросина в цене билета доходит до 70 проц., из-за чего более всего страдают пассажиры.

Хотя стоит отметить, что нынешняя попытка ФАС разобраться с ценами на авиатоплива не первая, и, как видится, не полследняя. Однако о значимых результатах проводимых проверок пока не слышно.

Редакция ИА "Финмаркет"

Опубликовано /Финмаркет/
 
 

 

.