.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
главная страница
Главная / Алкогольный кризис отложили
.
27 мая 2008 года 12:14
Алкогольный кризис отложили
Назначенный на 1 июня прессой очередной коллапс на российском алкогольном рынке отменяется. Запуск системы ЕГАИС в автоматическом режиме на основе нового программного обеспечения переносится на более поздний срок. Налоговики уверяют, что новое программное обеспечение не подведет, а пока производители поработают на старом.
Лицензии на программное обеспечение ЕГАИС, срок действия которых был продлен в начале 2008 года до 1 июня, будут вновь продлены до внедрения новой программы для ЕГАИС. Решение о продлении лицензий уже принято, говорится в сообщении Федеральной налоговой службы (ФНС).
Пока же рынок использует не совсем удачную программу, разработанную ФГУП "НТЦ "Атлас", а новую программу готовит Главный научно- исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ) ФНС. ГНИВЦ уже завершил разработку программных средств ЕГАИС. Следует понимать, что в нем реализовано все самое лучшее и учтены ошибки предшественника. Между тем, появились собщения, что новое ПО не столь идеально, как хотелось бы. Якобы при тестировании оно давало ошибки.
Пока же, по сообщению ФНС, до внедрения в промышленную эксплуатацию разработанных программных средств участниками ЕГАИС будут использоваться установленные в настоящее время программные средства.
Алкогольный рынок очень нервно относится к нововведениям, к тому же не всегда тщательно подготовленными. Введение новых акцизных марок и ЕГАИС не обошлось без эксцессов. Первые проблемы начались еще в 2005 году. Правительство выпустило постановление, по которому с 1 января 2005 г. российские производители натуральных вин обязаны были наклеивать на свою продукцию лишь федеральные акцизные марки. Неразбериха с марками привела к снижению производства вина. Проблем добавил вступивший в силу с 1 января 2006 года закон об обороте алкогольной продукции. Согласно закону с 1 апреля в Россию перестали впускать импортный алкоголь со старыми акцизными марками. А с 1 июля им запрещено было торговать. Новых марок на всех не хватало. Результат - проблемы на алкогольном рынке.
К тому же к этому моменту импортеры должны были внедрить ЕГАИС, в которой будет храниться информация об обороте алкоголя, оклеенного этими марками. Но система так и не заработала - в день ее тестового запуска, 31 марта, только треть импортеров обзавелись оборудованием и программами для работы в ЕГАИСе. Печатный станок и вовсе не поспевал. В итоге отрасль оказалась почти в двухмесячном простое, а потребитель увидел обновленные ценники на прилавках магазинов.
Отметим, что полное введение ЕГАИС (с введением счетчиков учета алкоголя и автоматической передачей данных) переносилось не единожды. Помимо отсутствия нормального программного обеспечения наложилась и ведомственная неразбериха. В итоге в последний раз правительство своим постановлением перенесло час "х" с 1 ноября 2007 г. года на 1 ноября 2008 года. Хотя до этого предполагался запустить ее с 1 июня 2008 года.
Очередной перенос сроков введения ЕГАИС участники рынка восприняли тогда неоднозначно. Крупные производители заявляли, что технически были готовы к переводу счетчиков в автоматический режим с 1 ноября 2007 года, поэтому в отсрочке заинтересованы только небольшие производители. К тому же она якобы играла на руку нелегальным производителям.
Вообще такой привлекательный рынок, как алкогольный, где крутятся огромные средства, государство давно пытается поставить под контроль. И, как обычно, старания чиновников не всегда дают ожидаемый результат.
Напомним, что по закону "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" производители должны быть подключены к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета алкогольной продукции. Однако рынок на не слишком хорошо продуманные и подготовленные нововведения ответил очередной "лихорадкой".
С 1 июля 2006 г. производитель обязан был наклеить на каждую бутылку марку, нанести на нее штрих-код, который содержит информацию о производителе, виде и наименовании продукции и т. д., отправив эти данные в ЕГАИС. До 1 февраля 2007 г. производитель обязан был установить "автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции", информация с которых будет поступать в ЕГАИС. Однако позже срок установки счетчиков и перевода ЕГАИС в автоматический режим был перенесен с 1 февраля на 1 июня. И т.д. - до 1 ноября 2008 года.
Но сбоящая система не остановила чиновников. После того, как налоговики обязали всех производителей до 1 мая 2007 г. установить счетчики на всех линиях по производству алкогольной продукции, не справившиеся с поставленной задачей оказались под лицензионным прессингом. Наказание было достаточно жестким: в середине мая у 300 производителей приостановили действие лицензий. Кроме того, с 1 июля 2007 года вступил в силу 102 закон, который запретил оборот алкогольной продукции со старыми акцизными марками.
Как водится, виновные в алкогольном кризисе были найдены, а выводы сделаны. Хочется надеяться, что окончательные. Как и надеяться на то, что запасов алкоголя на рынке достаточно и россияне вновь не окажутся перед опустевшими полками вино-водочных прилавков.
В настоящее время ФНС формирует госкомиссию по приемке системы в промышленную эксплуатацию, которая приступит к работе в начале июня 2008 года. По результатам ее работы будет принято решение о готовности системы к внедрению, а также будет определен порядок и сроки полного внедрения ЕГАИС.
Редакция ИА "Финмаркет"
Опубликовано /Финмаркет/
.