.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
главная страница
Главная / Авиакомпании пытаются отправить керосин на биржу
.
05 мая 2008 года 10:11
Авиакомпании пытаются отправить керосин на биржу
Подорожание авиатоплива в преддверии сезона отпусков оказалось невыгодно не только планирующим свой отдых россиянам, но и авиакомпаниям. Майский скачок цен на авиакеросин на 10-15 проц. поставил под угрозу бизнес воздушных перевозчиков и вынудил их воззвать к помощи правительства. Занимающих более 37 проц. рынка авиакеросина госкомпании "Роснефть" и "Газпром нефть" предлагается обязать продавать керосин на бирже.
Подскочившие с 1 мая цены на авиакеросин могут привести к нежелательному результату для поставщиков авиатоплива. Прозрачного формирования цен потребовали авиакомпании, возмущенные очередным повышением цен на авиакеросин на 10-15 проц. К тому же без предупреждения и в преддверии отпусков.
Крупнейшие авиаперевозчики, недовольные ростом цен на топливо, считают, что для стабилизации ситуации на рынке и снижения цен необходимо обязать госкомпании продавать авиатопливо на бирже. С таким предложением они обратились в правительство России. В своем письме на имя премьера Виктора Зубкова, на которое ссылается "Коммерсант", авиаторы предлагают принять срочные меры, указывая на то, что именно "централизованная реализация авиатоплива государственными нефтяными компаниями ("Роснефть" и "Газпром нефть" занимают 37,3 проц. рынка авиакеросина)", позволит стать ценообразованию прозрачным. По мнению авторов, как только оптовая торговля авиатопливом станет "обезличенной, а не адресной", цены пойдут вниз, и частным НК также придется их понижать.
Вряд ли госкомпании поспешать соглашаться с этим предложением. Они и сейчас уверены, что их механизмы оптовых поставок абсолютно прозрачны и рыночны. Да и вряд ли Виктор Зубков, чей срок пребывания на посту премьера заканчивается в ближайшие дни, успеет что-либо предпринять. Так что решать этот вопрос придется Владимиру Путину, который вскоре возглавит правительство. Да и сильные позиции нефтяного лобби явно перевешивают доводы авиаторов.
Хотя с площадкой для такой торговли проблем не будет. С предложением создания на территории РФ биржи по торговле нефтью, нефтепродуктами, газом и другими товарами с расчетами в рублях еще в мае 2006 года, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию России, выступил президент России Владимир Путин. И уже в октябре того же года сообщил, что определил место, где будет создана первая отечественная нефтяная биржа, назвав Санкт-Петербург. В итоге постарались и получилось сразу две площадки.
С марта 2008 года на товарном рынке биржи "Санкт-Петербург" уже были запущены аукционные торги нефтепродуктами. Напомним, МЭРТ выбрал биржу "Санкт-Петербург" для размещения заказов на поставку нефти и нефтепродуктов в середине ноября 2007 года. Постановление правительства от 5 июня о бирже нефтепродуктов рекомендует госзаказчикам с момента начала торгов закупать на ней не менее 15 проц. нефтепродуктов. Биржа "Санкт-Петербург" еще в начале года определила, что будет закупаться в ходе аукционных торгов. В частности, в перечень вошли бензин марок А-76 н/э, Нормаль-80, Регуляр-92, Регуляр ЕВРО-92, Премиум-95, Премиум ЕВРО-95, Супер-98, Супер ЕВРО-98. Также на бирже можно будет купить дизельное топливо нескольких видов, мазут топочный и топливо для реактивных двигателей.
Есть и еще одна почти готовая площадка. Недавно, после двухгодичной подготовки проекта по созданию площадки, где будет определяться справедливая цена на российскую нефть, получила путевку в жизнь в Международная товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В состав ее учредителей вошли только российские компании. Львиную долю в капитале новой биржи получат госкомпании - 65 проц.
Перспективный проект в прошлом году возглавило Минэкономразвития России. Но в марте 2008 г. премьер-министр Виктор Зубков поручил все дела, связанные с построением в России системы биржевой торговли нефтью, передать в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). Ожидается, что МТСБ получит лицензию ФСФР уже в мае этого года. Предполагается, что запуск пробных торгов на бирже в Санкт-Петербурге состоится во время Петербургского экономического форума в июне 2008 года. Биржевые торги должны стартовать в четвертом квартале 2008 года. Объем рынка нефтепродуктов в России оценивается в 1,5 триллиона рублей.
Пока же с каждым годом авиатранспорт становится для россиян все менее доступным. Авиатопливо дорожает вслед за взбесившимся ценами на нефть. С сентября 2007 года цены на авиатопливо выросли на 70 проц. Таким образом, цены на авиакеросин в России уже установлены на уровне мировых: стоимость тонны керосина в Европе составляет 1,2 тыс. долл. Как известно, что авиаперелет является основной при формировании стоимости тура. В результате последнего роста цен на топлива авиапассажиров ждет новое подорожание билетов. Средняя стоимость билета для авиапассажира, по прогнозам, может увеличиться на 1 тыс. руб., а в некоторых случаях - вдвое. А туры, вместо обещанных 15 проц., могут подорожать еще больше.
Редакция ИА "Финмаркет"
Опубликовано /Advanced Research/
.