.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
главная страница
Главная / Минфин рассказал о налогах - каждому свое
.
31 марта 2008 года 12:44
Минфин рассказал о налогах - каждому свое
Минфин приоткрыл завесу тайны над своими налоговыми новациями. Налоговая политика, как и бюджет государства, будет определяться сразу на трехлетний период. Меры в области налоговой политики нельзя назвать сопоставимыми с глобальной перестройкой налоговой системы, но ряд новаций, давно обсуждаемых и ожидаемых, может получить реальные очертания уже в 2009 году, следует из переданного в правительство концептуального документа под названием "Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". В общем же, изменения коснутся сразу 20 налоговых направлений.
Налоговая политика - не догма и властям рано или поздно надо реагировать на интеграцию страны в мировую экономику. Здесь-то и поможет предлагаемый Минфином проект глобальной налоговой концепции. Но отнюдь не в ущерб сбалансированности бюджетной системы. Предлагаемые Минфином мероприятия предусматривают изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов.
Изменения коснуться сразу двух десятков направлений. Здесь и контроль за трансфертным ценообразованием, налогообложение дивидендов и регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний. Не забыты и такие "больные" темы, как совершенствование налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), индексация ставок акцизов, налоги при совершении операций с ценными бумагами, в том числе и физлицами. Отмечены граждане и в части совершенствования налога на имущество (введение налога на недвижимость) и налоговых вычетов.
Населению, как уже озвучивал глава Минфина Алексей Кудрин, в трехлетней перспективе не обещается отмены плоской шкалы подоходного налога в 13 проц. В части облегчения налогового бремени гражданам будут предлагаться различные налоговые вычеты.
"В части налогообложения доходов физических лиц в долгосрочной перспективе будет сохранена налоговая ставка в размере 13 проц.", - говорится в концепции. Однако в целях реализации демографической политики с 2009 года необходимо увеличение размеров налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, в случае, если в семье есть ребенок, с 600 до 800 рублей с одновременным отказом от установления предельного размера дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет, признается в документе.
Также с 2009 года будет увеличен предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, с 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей.
В связи с введением государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в целях стимулирования уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии Минфин считает целесообразным, начиная с 2009 года, не облагать налогом средства, направляемые на софинансирование пенсионных накоплений.
Есть и еще ряд предложений по снижению налоговой нагрузки, в частности по выплаты опекунам и др. В плановом периоде будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления налогового вычета на суммы уплаченных процентов по образовательным кредитам.
Но есть и не очень приятные новации. Будет уточняться налогообложение зарплат, выплачиваемых под видом компенсационных выплат за тяжелые, вредные или опасные условия труда. Сейчас здесь есть льготы, которыми зачастую пользуются неправомерно.
Ждет своих решений и ЕСН. В настоящее время единый социальный налог (ЕСН) взимается по регрессивной шкале ставок, причем действующие пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога, начиная с 2006 года снижается темпами, составляющими около 1 проц. в год. По оценкам, приведенным в концепции, величина эффективной ставки налога в 2005 году составила 24,5 проц., а в отсутствие индексации порогов регрессии по итогам 2009 года может снизиться до 20,2 проц. Для предотвращения падения эффективной налоговой ставки ЕСН будет рассмотрен вопрос об индексации величины порогов регрессии, в соответствии с темпами прироста номинальной начисленной заработной платы или уровня потребительских цен.
Для промышленности в минфиновском документе есть несколько интересных предложений. Так, в части НДС, считается целесообразным уже в 2008 году разрешить налоговым органам по итогам камеральных проверок возмещать этот налог в той сумме, которая не вызывает сомнений. Минфин также предлагает с 2009 года освободить налогоплательщиков от обязанности перечислять контрагентам НДС отдельным платежным поручением в товарообменных операциях, при зачете взаимных требований и при использовании в расчетах ценных бумаг.
Минфин также считает необходимым с 2009 года освободить от НДС ряд услуг, имеющих социальный характер. Кроме того, начиная с 2010 года предлагается рассмотреть вопрос о возможности применения нулевой ставки НДС при вывозе продуктов переработки в таможенном режиме переработки на таможенной территории.
Окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 года.
В части налогообложения акцизами в 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годов будут уточнены нормы, регулирующие порядок применения вычетов по подакцизному сырью. Будут подготовлены предложения о дифференциации ставок акцизов на моторное топливо с целью установления более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное моторное топливо. При этом уже в 2011 году установление ставок акцизов на нефтепродукты должно производиться с учетом прогнозируемой инфляции. Решение по ставкам акцизов предполагается принять до конца 2008 года.
В 2011 году продолжится индексация специфических ставок акцизов на табачные изделия темпами, превышающими инфляцию, а адвалорной ставки - на 0,5 процентных пункта.
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых. В связи с этим особое внимание уделяется эффективному функционированию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
С 2007 года в Налоговый кодекс на постоянной основе введена специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 рублей за одну тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с несколькими коэффициентами - коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, и понижающим коэффициентом, характеризующим степень выработанности запасов конкретного участка недр.
На основании проблем, выявленных в ходе применения новых норм налогового законодательства в 2007 году, предлагается в 2008 году разработать и внести в Налоговый кодекс изменения, направленные на уточнение порядка применения учета добытой нефти в целях применения понижающих коэффициентов и нулевой налоговой ставки.
В качестве одной из мер, позволяющих обеспечить рентабельную разработку месторождений континентального шельфа РФ, требует решения вопрос о распространении в 2010 - 2011 гг. льготного режима уплаты налога на добычу полезных ископаемых (налоговые каникулы в виде понижающих коэффициентов к ставке НДПИ) при добыче нефти на участках недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации.
В рамках повышения эффективности использования природных ресурсов Минфин посчитал целесообразным начать поэтапную отмену нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче попутного нефтяного газа. Налогообложение добычи попутного нефтяного газа представляется более простым в администрировании и эффективным механизмом создания стимулов для переработки попутного нефтяного газа, чем взимание штрафов за его сжигание.
Помимо этого будет рассмотрен вопрос об отмене с 2009 или 2010 года нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти.
В целях повышения эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2009 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, с 9 до 15 долларов США.
В рамках реализации основных направлений налоговой политики на 2008-2010 гг. в среднесрочной перспективе предполагалось реализовать комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, предполагалось в 2008 - 2009 годах перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь, в отношении каменного угля, торфа, солей, общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и т.д.).
Редакция ИА "Финмаркет"
Опубликовано /Финмаркет/
.