.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
главная страница
Главная  /  В росте цен, как всегда, виноваты потребители
.
 
 
 
 
30 октября 2007 года 11:09

В росте цен, как всегда, виноваты потребители

Попытка регулировать цены на продовольствие соглашениями компаний о замораживании цен дала сигнал к ажиотажному спросу. На прошлой неделе дистрибуторы и производители зафиксировали двух-трехкратный рост спроса на "замороженные" позиции, в том числе растительное масло, а также товары, не вошедшие в список, - мясные, молочные, рыбные и плодоовощные консервы, пишет "Коммерсант". Рост спроса обеспечен не только потребителями, но и закупками торговых сетей. По мнению экспертов, происходящее приведет к новому витку роста цен до конца 2007 года.

Закупки сетей и розничных рынков по продуктам питания за последние две недели увеличились в два-три раза. В ожидании дальнейшего роста цен потребители стараются закупить их впрок. Особенно популярно подсолнечное масло, консервы, мука, крупы, последние несколько недель потребители просто сметают наиболее дешевые товары с полок.

О возможности возникновения ажиотажного спроса и дефицита на ряд позиций в торговле, цены на которые заморожены, уже предупреждали экономисты. Однако спрос растет не только на "замороженный" список, но и на другие продукты длительного хранения - речь прежде всего идет о консервах всех видов. Потребительские ожидания уже подкрепляются ростом цен. Вслед за базовым сырьем подорожание началось во всей отрасли: по оценкам экспертов, растут оптовые цены на овощные консервы (+10-15 проц. с уровня конца лета 2007 года), кондитерские изделия (+7 проц.), молочную продукцию (+20 проц.), масло-жировую группу (+40 проц.), бакалейные товары (+20 проц.).

Производители и дистрибуторы считают, что повышенный спрос генерируют не только потребители, но и сети - как ожидая дальнейшего роста потребительского спроса, так и максимизируя прибыли.

Наглядно разворачивается модель так называемой инфляции ожиданий, поясняет главный экономист ИБ "Траст" Евгений Надоршин. Известно, что цены будут временно заморожены. Но действие соглашения, подписанного ритейлерами и производителями, имеет срок действия. Население, естественно, начинает закупать эти товары впрок, не дожидаясь, когда цены на них отпустят. Ситуация напоминает замедленный вариант событий на продовольственном рынке 1992-1993 годов и осени 1998 года: дефицит на фоне растущей инфляции.

Вероятна возможность локальных кризисов спроса - ситуация с ажиотажным спросом на соль и сахар в ряде регионов в 2006 году. Тогда "соляной кризис", во время которого соль пропала с полок магазинов, а торговцы не смогли удовлетворить спрос, развивался в геометрической прогрессии. Сети могут увеличивать закупки, чтобы показать потребителю отсутствие дефицита.

Опрошенные Ъ крупные ритейлеры, работающие на федеральном уровне, подтвердить информацию о том, что они увеличили закупки, отказались. В пресс-службах "Седьмого континента", X5, "Копейки" и других заявили, "что все закупки ведутся в обычном режиме и ажиотажа нет". В региональных сетях, напротив, отмечают повышенный спрос. "Зная 'о подорожании с 31 января', население спешно закупается по прежним ценам. Если раньше в день у нас покупали 100 бутылок подсолнечного масла, теперь -- 500",-- говорит руководитель розничного направления группы "Добрыня" (восемь магазинов в Перми и Пермском крае) Константин Томенко. По его словам, три-четыре недели назад ажиотаж затрагивал растительное масло, но те же тенденции наметились и по другим товарам.

Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев прогнозирует, что если спрос будет усиливаться, соглашение между производителями и ритейлерами о замораживании цен на базовые продукты "будет пересмотрено". Впрочем, масштабы продовольственного ажиотажа можно будет оценить лишь через несколько недель.

Опубликовано /Финмаркет/
 
 

 

.