.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
главная страница
Главная / "АвтоВАЗ": массовым сокращениям быть
.
24 сентября 2009 года 15:17
"АвтоВАЗ": массовым сокращениям быть
Руководство ОАО "АвтоВАЗ" наконец определилось с тем, сколько сотрудников завода оно выставит за дверь. Более 8,5 тыс. человек, находящихся ранее под ударом, могут вздохнуть спокойно. При этом в три раза больше могут впредь не спешить на свое рабочее место. В целом же, вместо ранее озвученных 36 тыс. армию безработных пополнят не более 27,6 тыс. работников предприятия. Более половины из них - пенсионеры. Им обещают выплатить "все оговоренные коллективным договором суммы".
Быть наемным работником во времена нынешнего кризиса - рискованное занятие. В любой момент ваше дальнейшее пребывание на рабочем месте может быть поставлено под сомнение. Более того, надо быть всегда готовым к тому, что и вашему предприятию не удаться избежать массовых сокращений. Однако сейчас можно с уверенностью сказать, что положение сотрудников ОАО "АвтоВАЗ" куда более нервное и незавидное. Дамоклов меч в этот кризис висит над каждым из них. Вот уже на протяжении последних несколько месяцев они живут с постоянной угрозой оказаться без работы. Вплоть до сегодняшнего дня руководство Волжского завода все никак не могло определиться, сколько же тысяч оставить, а без скольких сотрудников предприятие сможет и дальше работать без ущерба для производства.
Долго оттягивая принятие решения по этому вопросу, первые лица завода заставили понервничать всю добрую сотню тысяч его работников. И вот путем трудных расчетов и после долгих раздумий руководители ОАО "АвтоВАЗ" все-таки подсчитали, скольким именно сотрудникам можно указать на дверь. Массовым увольнениям все-таки быть - лишатся работы тысячи рабочих. Однако изначально планируемая цифра была значительно снижена. В общей сложности, "помилованными" оказались около 8,5 тыс. работников предприятия. "Руководство "АвтоВАЗа" сумело значительно снизить первоначально обсуждавшуюся цифру высвобождаемого персонала в количестве 36 тыс. человек", - говорится в сообщении ОАО "АвтоВАЗ". Как пояснили в компании, согласно схеме, представленной профсоюзным лидерам, в общей сложности планируется высвободить не более 27 тыс. 600 сотрудников, включая 5 тыс. руководителей, специалистов и служащих, приказ по которым был издан 14 сентября 2009 года.
На сегодняшний день на "АвтоВАЗе" работает 102 тыс. человек. "Такой коллектив не может обеспечить эффективность и самоокупаемость производства", - говорится в заявлении волжского автозавода. В условиях кризиса программа предусматривает производство порядка 500 тыс. автомобилей в год. Предприятие работает в одну смену, мощности загружены на 65%. В такой ситуации, подчеркивают представители компании, необходимо снижение численности персонала, к которому сегодня вынужденно прибегли все автопроизводители.
Перво-наперво на "АвтоВАЗе" решено избавиться от пенсионеров. Из 27,6 тыс. человек сокращаемого штата их 13 тыс. Предприятие обещает выплатить им "все оговоренные коллективным договором суммы", а также "гарантирует тем, кто уйдет на пенсию в сентябре-октябре этого года, все выплаты в полном объеме". Как подчеркивал ранее новый глава ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров, "пенсионеры - наименее защищенная часть нашего коллектива, перед теми из них, кто примет решение уйти в сентябре, завод полностью выполнит обязательства по выплате корпоративных пенсий". В дальнейшем размер выходного пособия, по его словам, будет напрямую зависеть от финансового состояния компании.
Еще 5,5 тыс. работников, которые будут уволены, - люди предпенсионного возраста (женщины в возрасте от 53 лет, мужчины - от 58 лет), у которых, считают в компании, "есть реальная возможность получить и государственную, и корпоративную пенсию".
Оставшиеся 9,1 тыс. - работники трудоспособного возраста, "для которых уже разработан план дальнейшей занятости". "К началу 2012 года 6 тыс. из них будут снова востребованы на "АвтоВАЗе" для работы на новой линии, проект которой принят компанией совместно с Renault", - планируют в компании. До этого предполагаемого момента людям будут предложены временные рабочие места в Тольятти, работа на строительстве объектов особой экономической зоны (ОЭЗ), проект которой обсуждается в правительстве РФ, переобучение сроком до 5-6 месяцев с выплатой стипендии". В дальнейшем от 3 тыс. до 5 тыс. человек планируется занять на предприятиях ОЭЗ.
Что касается конкретных сроков, в которые будет осуществлено массовое сокращение штата, то они пока не сообщаются.
Напомним, что в июле источники "Интерфакса" сообщали о предполагаемом сокращении численности сотрудников предприятия на 27,7 тыс. со 110 тыс., а в начале сентября речь уже шла о необходимости сократить порядка 36 тыс. человек. Оба раза "АвтоВАЗ" информацию о грядущих сокращениях опровергал.
Позже стало известно, что 14 сентября глава ОАО "АвтоВАЗ" подписал приказ об увольнении к 14 декабря 5 тыс. сотрудников компании. Это в основном руководители, специалисты и служащие, большинство из которых люди пенсионного возраста. Позже со ссылкой на ряд источников, близких к автоконцерну и к правительству Самарской области, сообщалось, что судьба еще 31 тыс. сотрудников "АвтоВАЗа" определится до конца года.
Тем временем, в середине сентября Минздравсоцразвития РФ проинформировало, что получило официальную информацию о планах руководства "АвтоВАЗа" сократить в декабре текущего 5 тыс. сотрудников. Как поясняла директор департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития Татьяна Блинова, речь идет о сокращении сотрудников из руководящего состава автоконцерна, а также сотрудников, достигших пенсионного и предпенсионного возраста. В этой связи министерство призвало руководство автоконцерна и администрацию Самарской области активизировать работу по снижению напряженной ситуации на рынке труда.
Касаясь предполагаемых масштабов сокращений на автоконцерне, представитель министерства высказывала мнение, что указанные цифры "скорее всего, входят в те планы, которые поступали по каналам министерства ранее от руководства завода в неофициальном порядке". "Речь идет о гипотетически возможном сокращении к концу этого года 36 тыс. человек, из которых половина - люди пенсионного и предпенсионного возраста. Это пока лишь гипотетическая цифра. Официально мы уведомлены только о пяти тысячах сотрудников", - сказала она.
Массовые увольнения на "АвтоВАЗе" могут создать довольно-таки напряженную ситуацию в регионе. Однако глава Роструда Юрий Герций ранее заверил, что "АвтоВАЗ" не превратится во "второе Пикалево" и массовое сокращение сотрудников завода не приведет к социальному взрыву. Всем увольняемым была обещана помощь. Кроме того, Минпромторг предложил создать в Тольятти зону по производству электромобилей, велосипедов, детских игрушек, где основными работниками станут как раз уволенные сотрудники "АвтоВАЗа".
Между тем, в минувшие выходные стало известно, что правительство РФ может предоставить госгарантии для крупнейшего российского автопроизводителя. "Правительство может предоставить гарантии, сейчас этот вопрос обсуждается в межведомственной комиссии", - сообщила журналистам глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина, не уточнив о каком объеме гарантий может идти речь.
Кроме того, сейчас в правительстве обсуждаются меры по поддержке "АвтоВАЗа". Главной задачей, сказала Э.Набиуллина, является "расчистка долгов, снижение издержек на производство, вывод его на безубыточный уровень и принятие производственных планов по созданию новой модели". Детальные планы по поддержке компании так и остались пока нераскрытыми.
Редакция ИА "Финмаркет"
Опубликовано /Финмаркет/
.