.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
главная страница
Главная  /  "АвтоВАЗ" вновь просит денег
.
 
 
 
 
17 сентября 2009 года 12:31

"АвтоВАЗ" вновь просит денег

"АвтоВАЗ" просит новой финансовой помощи со стороны государства. В правительстве уже рассматривается антикризисный план автопроизводителя. В нем предприятие просит кабинет министров предоставить гарантии по кредитам и субсидировать часть причитающейся по ним ставки. При этом сам "АвтоВАЗ" рассчитывает в 2009 году сократить расходы предприятия более чем на 11 млрд рублей.

Крупнейший российский автопроизводитель "АвтоВАЗ" признал, что ему нужна дополнительная господдержка, пишут "Ведомости". Завод просит правительство предоставить гарантии по кредитам и субсидировать часть причитающейся по ним ставки. Общая сумма госпомощи "АвтоВАЗу" может составить 30 млрд руб. Однако есть одно "но".

АвтоВАЗ" просит дополнительную господдержку

Чиновникам пришлось вновь сесть за стол переговоров с менеджментом "АвтоВАЗа", так как продажи завода за восемь месяцев упали на 44%, чистый убыток по РСБУ за первое полугодие составил 16,9 млрд руб. Кроме того, в данный момент предприятие готовится к массовым увольнениям работников: в Минздравсоцразвития подана заявка на сокращение 36 000 человек к концу декабря.

По словам источников "Ведомостей", эти просьбы изложены в антикризисном плане "АвтоВАЗа", который рассмотрела межведомственная комиссия под председательством замминистра экономразвития Олега Савельева. Общая сумма госпомощи "АвтоВАЗу" может составить 30 млрд руб., но только если до 30 сентября компания представит подробный бизнес-план, приводит газета слова анонимного чиновника.

К этому же сроку чиновники и автоконцерн должны разработать детальный перечень мер поддержки, который будет вынесен на рассмотрение первого вице-премьера Игоря Шувалова, подтверждает источник, близкий к "АвтоВАЗу".

Долг "АвтоВАЗа" перед банками сейчас равен 37 млрд руб., причем 14 млрд руб. завод уже в сентябре должен вернуть Сбербанку. Один из способов решить эту проблему - реструктурировать долг и продлить сроки погашения займов на 2-5 лет. Но банки готовы делать это только с предоставлением госгарантий, этот вопрос и обсуждался на совещании, резюмирует источник. Сумму гарантий он не называет. По закону они могут покрывать лишь половину долга, в случае с "АвтоВАЗом" это 18,5 млрд руб. А из зарезервированных в бюджете 50 млрд руб. на гарантии автоконцернам нераспределенными остались как раз 20 млрд руб.

Кроме того, "АвтоВАЗ" просит и о субсидировании государством процентов по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования, рассказали чиновник и источник, близкий к "АвтоВАЗу".

Напомним, что государство уже помогло "АвтоВАЗу" с начала кризиса. Весной премьер-министр Владимир Путин во время поездки на завод распорядился выделить предприятию беспроцентную ссуду на 25 млрд руб. Эти деньги уже израсходованы: концерн рассчитался с поставщиками, работниками, погасил некоторые из кредитов. Кроме "АвтоВАЗа" такой эксклюзивной поддержки не удостоилось ни одно предприятие. Но Путин тогда еще решил, что до 2013 г. "АвтоВАЗ" больше не получит госпомощи.

Работа над издержками

Сам "АвтоВАЗ" заявляет, что рассчитывает в 2009 году сократить расходы на 11,5 млрд. рублей. Как говорится в сообщении пресс-службы автозавода, с мая текущего года руководство завода реализует антикризисную программу, которая "уже в первом полугодии привела к снижению убытков на 3,7 млрд рублей". Необходимость принятия антикризисных мер связана с падением объемов продаж.

"Резкое падение объемов продаж в условиях продолжающегося экономического кризиса привело "АвтоВАЗ" к необходимости значительного сокращения производства автомобилей. В текущем году завод произведет фактически втрое меньше машин, чем в 2008 году", - отмечается в пресс-релизе.

Что касается падения покупательского спроса на автомобили, то подчеркивается, что оно, по оценкам многих отраслевых экспертов, сохранится еще как минимум два года.

Представители "АвтоВАЗа" отмечают, что реализация антикризисной программы позволила не допустить в предыдущий период массового сокращения рабочих мест.

Напомним, что в настоящее время на заводе принято решение отказаться от выплаты любых премий, вознаграждений и бонусов за 2009 год. А три дня назад глава "АвтоВАЗа" Игорь Комаров подписал приказ об увольнении к 14 декабря 5 тыс. руководителей, специалистов и служащих предприятия, большинство из которых люди пенсионного возраста. Судьба еще 31 тыс. сотрудников должна определиться до конца года. Независимый профсоюз АвтоВАЗа "Единство" не исключает, что в ответ на приказ на увольнение 5 тыс. работников последуют акции протеста.

В связи с тем, что пенсионеры являются наименее защищенной частью коллектива завода, президент "АвтоВАЗа" заверил, что перед теми из них, кто примет решение уйти в сентябре, предприятие полностью выполнит обязательства по выплате корпоративных пенсий. Однако в дальнейшем размер выходного пособия будет напрямую зависеть от финансового состояния компании.

Социальный взрыв пока Тольятти не грозит

Ранее сообщалось, что Минздравсоцразвития РФ получило официальную информацию о планах руководства "АвтоВАЗа" сократить 5 тыс. сотрудников. По словам директора департамента занятости и трудовой миграции Минздравсоцразвития Татьяны Блиновой, министерство уже провело необходимую работу по недопущению социальной напряженности в регионе. Утверждена, в частности, региональная программа по снижению напряженности на рынке труда в Самарской области, предусматривающая организацию временных рабочих мест, переобучение и повышение квалификации, организацию самозанятости. В Самарскую область уже поступили необходимые для этого финансовые средства. Программой предусматривается создание порядка 30 тыс. вакантных рабочих мест, предусмотренных для временных и общественных работ в регионе. Из них 20 тыс. - сугубо для "АвтоВАЗа". Кроме того, Т.Блинова подтверждает, что с учетом существующих в области вакантных мест, которых в настоящее время около 14 тыс., подобные меры позволят трудоустроить всех высвобождаемых сотрудников "АвтоВАЗа".

Дабы создать новые рабочие места и подавить социальное напряжение в Тольятти, Министерство промышленности и торговли РФ предложило также создать в Тольятти особую экономическую зону по производству электромобилей, велосипедов, детских игрушек. Однако действующий на "АвтоВАЗе" независимый профсоюз "Единство" назвал "унизительным" предложение Минпромторга РФ. "Это унизительно именно с точки зрения перехода работников высоких технологий на производство детских товаров. Это не что иное, как ирония", - заявил в среду агентству "Интерфакс-Поволжье" лидер профсоюза "Единство", сопредседатель межрегионального профсоюза работников автомобилестроения Петр Золотарев.

По его словам, таким образом страна потеряет квалифицированных специалистов. "Президент заявляет, что нам надо менять экономику, поддерживать высокие технологии. Вместо этого мы увольняем людей с "АвтоВАЗа" и предлагаем им производить велосипеды. Это регресс", - считает П.Золотарев.

В свою очередь, глава официального профсоюзного комитета "АвтоВАЗа" Николай Карагин, напротив, считает, что "любые рабочие места в Тольятти - спасение для людей". "Мы не видели доклад министерства, но создание любых новых рабочих мест - это спасительные меры. Самое главное, чтобы было как можно больше рабочих мест", - заявил "Интерфаксу" Н.Карагин. По его мнению, социальный взрыв пока Тольятти не грозит.

"АвтоВАЗ" - крупнейший в России производитель автомобилей. Акционеры - "Тройка диалог" (25,64%), "Российские технологии" (25,1%), Renault (25%). Финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка - 192,07 млрд руб., чистый убыток - 24,66 млрд руб.

Редакция ИА "Финмаркет"

Опубликовано /Финмаркет/
 
 

 

.