.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
главная страница
Главная  /  АвтоВАЗ: на грани гуманитарной катастрофы
.
 
 
 
 
06 августа 2009 года 13:24

АвтоВАЗ: на грани гуманитарной катастрофы

Независимый профсоюз "АвтоВАЗа" провел в Тольятти митинг против сокращения зарплат работникам предприятия и августовской остановки конвейера. Как заявляют представители профсоюза, нынешняя акция носит всего лишь предупреждающий характер. Таким способом митингующие пытались добиться, чтобы власти задумались о том, что будет в октябре, когда работники завода начнут получать сокращенную заработную плату. Между тем, по итогам митинга была принята резолюция с требованием национализации предприятия без права последующей приватизации.

Работники "АвтоВАЗа", как и планировалось ранее, вышли сегодня на улицы Тольятти, чтобы отстоять свои права и выразить протест против снижения заработной платы и августовской остановки конвейера завода. Вместо заявленных организаторами акции 500 человек количество участников митинга было значительно больше. Как поясняли лидеры профсоюза, который стал инициатором этого митинга, данное мероприятие вызвало большой ажиотаж среди населения. Однако на удивление, все обошлось без происшествий. Люди с чувством исполненного долга уже расходятся по домам. Организаторы же акции в совместном обращении к президенту и правительству Российской Федерации выразили мнение, что "частные собственники "АвтоВАЗа" довели и завод, и город до грани гуманитарной катастрофы".

Все по плану

Митинг протеста, который был организован независимым профсоюзом автозавода, начался в 11 часов утра по местному времени, у дома культуры и техники ВАЗа в Тольятти (Самарская область). По данным представителей независимого профсоюза, в митинге приняли участие около 2000 человек. Между тем, корреспондент "Интерфакса" утверждает, что участие в митинге приняли более 1000 человек. Однако официальных данных правоохранительных органов о том, сколько же на самом деле людей находилось на площадке, пока нет. Среди участников митинга были замечены представители смежных с автозаводом предприятий, среднего и малого бизнеса. Кроме того, на защиту работников "АвтоВАЗа" вышли и пенсионеры. Они также стояли у импровизированной трибуны с лозунгами - "Даешь рабочий контроль", "Нет сокращениям на ВАЗе", "Менеджерам - зарплаты рабочих". "Наш митинг, по сути, носит предупреждающий характер. Мы хотим, чтобы власти задумались о том, что будет в октябре, когда люди получат сокращенную заработную плату", - заявил накануне Петр Золотарев.

Он также не исключал, что в ходе митинга вследствие большого ажиотажа "будет конфликт с правоохранительными органами". Также лидеры профсоюза не исключали возможность провокаций во время мероприятия. Этот вопрос был обсужден заранее с милицией, в результате чего была достигнута договоренность, что в случае если вдруг будет замечено, что кто-то в ходе митинга предпринимает не запланированные профсоюзом действия - он будет выдан правоохранительным органам. Чуть ранее начальник милиции общественной безопасности ГУВД по Самарской области Александр Шахов заверил, что никто не собирается ограничивать людей и тем более пресекать их действия силовым методом. Впрочем, как оказалось, ни того ни другого и не потребовалось.

Напомним, что конвейер "АвтоВАЗа" остановлен до 1 сентября. Решение об этом было принято в конце июля. Как сообщил "Интерфаксу" ранее представитель компании Александр Шмыгов со ссылкой на исполнительного вице-президента "АвтоВАЗа" Игоря Комарова, согласно законодательству РФ на период остановки рабочим будет выплачиваться две трети заработной платы. Основной причиной внепланового простоя называется необходимость сокращения количества автомобилей, скопившихся в настоящее время на складах, для пополнения оборотных средств. Кроме того, с сентября по февраль планируется перевести предприятие на сокращенную вдвое рабочую неделю, что приведет к двукратному сокращению зарплаты работников завода. Конвейер при этом должен будет работать в две смены.

Итоги митинга

По итогам сегодняшнего митинга его участники приняли резолюцию с требованием национализации предприятия без права последующей приватизации, передал корреспондент агентства "Интерфакс". Также митингующие потребовали прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия и предоставления рабочим права приостанавливать любое решение высшего руководства "АвтоВАЗа". В резолюции также содержится требование, чтобы "Счетная палата провела расследование расходования средств предприятия и привлекла к ответственности руководство завода за неэффективное управление и хищение средств".

Также участники митинга потребовали разработать долгосрочную программу развития отечественного автопрома и программу стимулирования спроса на отечественную продукцию, обеспечить занятость работников, передать общежития "АвтоВАЗа" в собственность муниципалитета и ряд других предложений. "Мы, участники митинга, обращаемся к президенту и правительству Российской Федерации и считаем, что частные собственники "АвтоВАЗа" довели и завод, и город до грани гуманитарной катастрофы. В настоящее время руководство "АвтоВАЗа" своими решениями расписывается в своей некомпетентности и социальной безответственности", - заявил лидер независимого профсоюза "Единство".

На что готовы власти

Между тем, местные власти также не намерены оставлять ситуацию с августовской остановкой конвейера завода без своего контроля. Не останутся брошенными на произвол судьбы и работники предприятия. Власти Самарской области совместно с руководством "АвтоВАЗа" и мэрией Тольятти намерены привлечь 22 тыс. работников "АвтоВАЗа" к общественным работам. Напомним, что в минувший четверг в правительстве Самарской области прошло совещание, посвященное проблеме занятости работников автогиганта в связи с переходом в сентябре на сокращенный график работы. В ходе проведенного совещания было принято достаточно важно решение. Как сообщил позже министр экономического развития, инвестиций и торговли региона Габибуллы Хасаев, на нем, в частности, было решено, что уже на этой неделе будет подготовлено и подписано соглашение с главным работодателем - ОАО "АвтоВАЗ" - об организации общественных работ. По мнению Г.Хасаева, это значительный результат, который позволит и предприятию, и городу сохранить уровень доходов населения. Ожидается, что привлечение к общественным работам позволит восполнить доходы 22 тыс. работников "АвтоВАЗа", которые в настоящее время находятся в вынужденном отпуске либо работают по сокращенному графику.

Кроме того, по информации пресс-службы, до 2 тыс. увеличилось число тольяттинцев, которые смогут пройти опережающее обучение. Отмечается, что к этой работе будет привлечен не только "АвтоВАЗ", но и другие предприятия города. Власти подчеркивают, что весь комплекс принимаемых мер направлен на сохранение трудового коллектива и избежание резкого падения уровня жизни работников.

Международные автоконцерны хотят добить "АвтоВАЗ"

Тем временем, эксперты считают, что сложная ситуация с занятостью на ОАО "АвтоВАЗ" на руку его конкурентам, включая иностранные автоконцерны, которые стремятся занять нишу на рынке, занимаемую отечественным автогигантом. "Вокруг этого автоконцерна сейчас сложилась тревожная ситуация. Мое объяснение происходящему состоит в том, что все конкуренты хотят добить "АвтоВАЗ". Делается все для того, чтобы 30% автомобильного рынка России, приходящихся на "АвтоВАЗ", были заняты другими производителями. Какими? Прежде всего, речь идет о тех международных автомобильных концернах, которые создают сборочные производства", - заявил в интервью "Интерфаксу" в четверг председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков.

Касаясь распространенных в СМИ сообщений о предстоящих массовых увольнениях на предприятии, глава ФНПР высказал мнение, что делать окончательные выводы преждевременно, поскольку никаких решений руководство "АвтоВАЗа" не принимало. "Нет никаких решений по поводу увольнений работников "АвтоВАЗа", тем более в тех объемах, о которых заявлено в прессе. На данный момент увольнения на "АвтоВАЗе" - не свершившийся факт, а всего лишь один из возможных вариантов развития событий", - заявил М.Шмаков.

Напомним, что ранее сразу несколько источников, присутствовавших на заседании поставщиков предприятия, которое состоялось в конце июля и на котором присутствовал губернатор Самарской области Владимир Артяков, сообщили "Интерфаксу" о том, что "АвтоВАЗ" намерено сократить 27 тыс. 691 сотрудника. По словам источников, об этих планах на совещании объявил лично исполнительный вице-президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров. Однако позже пресс-служба АО "АвтоВАЗ" опровергла эту информацию. "Данная информация не соответствует действительности. И.о. президента ОАО "АвтоВАЗ" Игорь Комаров не сообщал губернатору Самарской области Владимиру Артякову и членам губернского правительства о каких-либо намерениях компании сократить персонал автозавода. Была подтверждена приверженность руководства "АвтоВАЗа" сохранить в нынешних условиях трудовой коллектив", - отмечала пресс-служба предприятия.

Между тем, председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) также считает, что руководство предприятия нельзя упрекнуть в несоблюдении обязательств перед работниками. "Автоконцерн, как мы знаем, отправил всех своих работников в отпуск на один месяц с оплатой двух третей средней заработной платы. Принято решение о том, что с сентября на "АвтоВАЗе" работники будут трудиться неполную рабочую неделю. И загрузка и, соответственно, работа будут на 50%, то есть 20 часов в неделю вместо 40 часов", - сказал М.Шмаков.

При этом, по его словам, руководство автоконцерна тесно взаимодействует с профсоюзами для решения возникших проблем с занятостью. "В настоящее время, насколько нам известно, руководством предприятия совместно с профсоюзным комитетом рассматриваются варианты организации общественных работ, в ходе которых люди могут еще заработать какие-то деньги, для того, чтобы пополнить свой семейный бюджет", - сообщил глава ФНПР. Такое сотрудничество с профсоюзами имеет, по мнению М.Шмакова, принципиальное значение для автоконцерна. "Это один из способов сохранить "АвтоВАЗ", - отметил собеседник агентства.

Редакция ИА "Финмаркет"

Опубликовано /Финмаркет/
 
 

 

.