Принятие нового бюджета тормозит не только пенсионный спор чиновников. Предвыборные обещания президента увеличить зарплаты врачей и учителей могут оказаться непосильными для Москвы, регионов и муниципалитетов
Москва. 5 сентября. FINMARKET.RU - Бюджет на следующий год стал настоящим испытанием для правительства. Чиновники не могут определиться с параметрами пенсионной реформы, не успевают написать государственные программы, которые, по идее, должны стать основой расходной части бюджета. Мешают и предвыборные обещания президента: ни у Москвы, ни у регионов просто нет денег на резкое повышение зарплат бюджетников по всей стране.
Во вторник на этой неделе на круглом столе в Общественной палате заместитель министра экономического развития Андрей Клепач рассказал о том, что указы Путина "поставили очень высокую планку для повышения зарплаты в секторах, связанных с образованием и здравоохранением". По его словам, несмотря на обещания президента, правительство не сможет обеспечить рост реальных доходов бюджетников в ближайшие три года.
"Финмаркету" удалось ознакомится с расчетами Минфина, сделанными в середине августа, из которых следует, что выполнение предвыборных обещаний президента Путина о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы обойдется региональным и муниципальным бюджетам в 2013-2015 годах в
1,6 трлн руб. дополнительных расходов. Раньше эксперты оценивали эти расходы в 1,3 трлн рублей.
В ходе избирательной кампании кандидат Владимир Путин обещал:
- Уже в 2012 году довести зарплату педагогических работников учреждений общего образования до уровня средней заработной платы по региону.
- В 2013 году увеличить среднюю зарплату педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней в общем образовании.
- Повысить к 2018 году до средней по региону зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профобразования, педработников учреждений дополнительного образования детей, сотрудников учреждений культуры, работников соцобеспечения, среднего и младшего медперсонала.
- Средняя зарплата врачей должна дойти к этому времени до 200% от средней по экономике региона.
В день инаугурации нового президента, 7 мая 2012 года, эти обещания превратились в первые указы Путина-президента. К концу лета чиновники, наконец, подсчитали, во что это обойдется бюджетам регионов, заместитель министра финансов Михаил Котюков отправил эти расчеты в правительство.
- По расчетам Минфина дополнительные расходы консолидированных региональных бюджетов на исполнение этих обязательств в 2013 году составят 345 млрд, в 2014 - 530 млрд, а в 2015 году - 755 млрд руб.
- Большую часть дополнительных денег - порядка 61-65% - потребует сфера образования, 18-20% пойдет в здравоохранение, 8-9% - на систему соцобеспечения, 6-8% - на культуру.
Часть расходов готова взять на себя Москва. Минфин предлагает помочь регионам следующим образом:
- В 2013-2015 год выдавать регионам по 100 млрд рублей ежегодно в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов.
- Пустить на повышение зарплат 22 млрд руб., на которые в следующем году будет увеличен Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов федерации.
- Потратить на эти же цели 40 млрд руб., предусмотренные в 2013 году на модернизацию региональных систем общего образования
Как всегда финансовое ведомство хочет связать предоставление этой помощи с реальным ростом расходов собственных средств регионов на реализацию указов президента. Кроме того, Мифин предлагает тратить на повышение зарплат те средства, которые регионы не смогут потратить до конца года.
Часть денег регионы обязаны найти сами, в Минфине уверены, что резервы для этого у них есть. Расчеты Минфина учитывают, что:
- Треть средств, необходимых для повышения доходов работников профобразования, медперсоналу и сотрудникам организаций культуры и соцобеспечения должны поступить за счет повышения эффективности работы этих учреждений, их реструктуризации и введения механизма "эффективного контракта", когда зарплата работника зависит от объема и качества предоставляемых им услуг.
- Часть дополнительных расходов должны обеспечить внебюджетные источники.
- Еще часть средств регионы могут получить за счет более эффективного расходования собственных денег, в 2011, по данным Минрегиона, субъекты федерации нерационально использовали 386,3 млрд руб., что на 7,6% больше, чем в 2010 году. Почти половина этих нерациональных расходов приходится на сферы образования и здравоохранения.
Эксперты сомневаются, что у чиновников хватит денег на реализацию поставленной Путиным задачи. Также им кажется, что прямое и грубое вмешательство Москвы в региональные финансы не пойдет им на пользу.
Александр Дерюгин, заместитель директора Центра фискальной политики
Указы президента о повышении зарплат бюджетникам, в том числе региональным и муниципальным, безусловно являются вмешательством в формирование их расходных полномочий.
С одной стороны, федеральный центр говорит о замене субсидий, которые нужно было тратить на конкретные цели, нецелевыми дотациями на выравнивание бюджетной обеспеченности, обещает не спрашивать с регионов, на что идут трансферты из федерального бюджета.
А с другой стороны, в указах президента написано, куда их необходимо направить. И хотя формально нет такого закона, который бы обязал субъект федерации поднять на основании указа президента зарплату бюджетникам, мы понимаем, что раз сказано, то надо.
Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов
Все больше происходит отход от требований закона 122-ФЗ 2004 года, который пытался четко разграничить бюджетные полномочия федерального центра и регионов. Но в значительной степени это вынужденные действия в условиях нашей централизованной системы принятия решений и централизации финансовых ресурсов из-за сильной зависимости от экспорта углеводородов.
Инициировать подобные социальные проекты снизу не реально. Значительная доля необходимых на это денег все равно будет распределяться из федерального бюджета в виде субсидий. Без этого либо они просто не будут выполнены, либо многим регионам придется сокращать другие крайне необходимые расходы.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.