- Все 15 стран с переходной экономикой, которые присоединились к ВТО, в итоге провели более глубокие институциональные реформы, чем те, которые они планировали до вступления в организацию.
- Аналогично, вступление в ВТО может способствовать повышению эффективности российской системы регулирования экономики - это привлечет иностранных инвесторов. ВТО задает определенную программу действий.
- Российским компаниям также придется повышать эффективность из-за возросшей конкуренции с иностранцами.
- Увы, основные проблемы Россия - повальная коррупция, агрессивная бюрократия, правовой нигилизм и противодействие реформам, - ВТО никак не регулируются, но без их решения вступление в ВТО даст мизерный эффект.
- Средняя ставка таможенного тарифа будет снижена с 11,7% до 7,8%. Китай, например, смог выторговать для себя более выгодный тариф - 9,1%, а Латвия - 9,4%.
- Средневзвешенный тариф уменьшится с 12,4% до 6,5%. Это связано со значительным снижением тарифов на импорт пищевых продуктов, занимающих значительную долю в российском импорте.
- Треть тарифов будет снижена после вступления в ВТО, четверть - спустя три года, а остальные - через несколько лет. Наиболее долгие переходные периоды правительство выторговало для автомобилестроения, сельского хозяйства и страхования. Филиалы зарубежных страховых фирм будут допущены на российский рынок лишь в августе 2021 года.
Немедленная, но небольшая выгода Три отрасли российской промышленности должны были получить немедленную выгоду от вступления России в ВТО. Это - черная и цветная металлургия, а также химическая промышленность. Другие страны будут вынуждены отменить запретительные пошлины на ввоз российской продукции, а российские власти снизить экспортные пошлины. Правда, на деле это не приведет к резкому роста российского экспорта, ведь из-за замедления мировой экономики и потребления даже существующие сейчас квоты не выбираются. ВТО - двигатель торговли Предприятия торговли в наибольшей мере выиграют от вступления в ВТО: сразу же снизятся импортные пошлины, а также ограничения на ввоз некоторых продуктов питания.
Дикси, М.Видео, Магнит, О'Кей, X5 Retail Group и Росинтер. Компании будут меньше тратить на закупку импортной продукции, однако рентабельность продаж вряд ли изменится - розничную стоимость товаров на российском рынке им придется снизить. Но одновременно из-за вступления страны в ВТО вырастут зарплаты - причем как низкоквалифицированным рабочим, так и профессионалам с высокой квалификацией - их будут нанимать иностранные компании, приходящие в Россию. Это может привести к новому потребительскому буму. Потребители выиграют даже больше, чем продавцы - на рынке станет больше товаров высокого качества по более низкой цене. "Аэрофлот", Глобалтранс, ТрансКонтейнер и Global Ports. От снижения пошлин также выиграют транспортные компании, которые получат возможность покупать более дешевое оборудование, средние ставки на которое упадут с 8,3% до 7,6%. Группа ЛСР, ПИК, Мостотрест и другие. Также от вступления в ВТО выиграют строительные компании, которые смогут покупать более дешевые импортные материалы. Ставки на них сейчас в некоторых случаях достигают 20%, после вступления в ВТО они снизятся до 9%. Это совпадет с ростом инвестиций в строительство объектов к Олимпиаде в Сочи и Чемпионату мира-2018. Борцы за выживание ГМС, "Разгуляй", "Черкизово". С трудностями столкнутся компании и отрасли, впрямую конкурирующие с иностранными товарами на внутреннем рынке, но сейчас защищенные высокими импортными тарифами - пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность и производство строительных материалов. На какое-то время компании из этих секторов воздержатся от инвестиций - пока не поймут, чем им грозит вступление в ВТО.
- Будущее каждой компании зависит от того, как она отреагирует на изменившиеся условия - для многих из них вступление в ВТО может началом бума.
- Сельское хозяйство. Средняя пошлина на импорт продовольствия снизится за 8 лет с 13,2% до 10,8%.
- Правительство также отказалось от прямого субсидирования отрасли, например, от скидок на топливо для сельхозпроизводителей (раньше скидка составляла 30%, благодаря этому в 2011 году отрасль сэкономила $780 млн) и от скидки на удобрения (в 2011 году - $117млн).
- Вместо этого будет введено целевое субсидирование, например, на улучшение качества молочной продукции. В 2013 году сельское хозяйство получит субсидий на сумму $9 млрд, а к 2018 году размер субсидий снизится до $4,4 млрд.
- У предприятий сельского хозяйства появится возможность также импортировать и более дешевую технику.
- В долгосрочной перспективе, если инвестиционная программа правительства будет реализована, то привлекательность сельского хозяйства резко повысится.
- От этого выиграют не только производители сельскохозяйственной продукции, но и, например, производители удобрений "Уралкалий" и "Акрон". У обеих компаний есть программы расширения производства и развития, а у "Уралкалия" - свободные производственные мощности, которые он мог бы загрузить.
- Главным пострадавшим станет Группа ГАЗ, на долю которой приходится 50% рынка легковых коммерческих автомобилей, тарифы на которые сразу после вступления в ВТО снизятся с 30% до 10%.
- В долгосрочной перспективе на отрасли благоприятно скажется стремление государства локализировать производства. От этого выиграют производители стали, прежде всего, ММК.