- 17 автономных сообществ страны почти не зависят от центрального правительства: у них есть свой парламент, свои бюджеты и свои правительства, полностью несущие ответственность за развитие и поддержание социальной сферы.
- Централизация доходит до того, что региональные правительства самостоятельно проводят внешнюю политику, например, у многих есть собственные бюджеты для оказания помощи беднейшим странам.
- Центральное правительство практически не несет ответственности за образование, здравоохранение, культуру, работу социальных служб и многое другое.
- В прошлую пятницу попросила о помощи Валенсия, а в воскресенье - Мурсия. Последней понадобится 200-300 млн евро.
- Но хуже всего то, что помощи может попросить и Каталония - это один из самых развитых регионов страны, который долгое время частично оплачивал долги других регионов. Каталонии может понадобится примерно 800 млн евро.
- Помощь может понадобится и другим испанским регионам: Кастилии-Ла-Манче, Канарским островам, Андалуссии и Балеарским островам.
- Региональные долги составляют сейчас 13% ВВП Испании, но главная проблема в том, что они стремительно растут: в 2006 году они составляли 60 млрд евро, а сейчас оцениваются уже в 140 млрд евро,
- Проблему усугубляет тот факт, что основные выплаты по этим долгам долнжы быть сделаны в ближайшие два года. Именно поэтому правительствам регионов помощь понадобится именно сейчас.
Испанские регионы погубил обвал на рынке недвижимости Регионы Испании оказались в кризисе по той же причине, что и испанские банки: они не рассчитали свои силы и положились на пузырь на рынке недвижимости. В итоге, пока квадратные метры росли в цене, они взяли на себя слишком много обязательств. BBC описали механизм появления долгов у регионов:
- Поступления от налогов в региональные бюджеты до кризиса 2007-2008 года бурно росли за счет сделок на покупку и продажу недвижимости, а также за счет налогов на иммигрантов, приехавших работать на стройки.
- Сильнее всего эта тенденция была заметна на берегу Средиземного моря, где шло массовое строительство отелей и дорогого жилья.
- Правительства почувствовали, что могут тратить больше. В итоге, выросли расходы на здравоохранение, образование и другие бюджетные траты. Кроме того, правительства начали большие инфраструктурные проекты.
- Все это усугублялось давней конкуренцией провинций друг с другом: они соперничали между собой и, например, создавали свои системы образования с нуля, без всякого взаимодействия. Журнал The Economist в одном из своих обзоров по Испании писал, что если в США, например, есть один Голливуд, то в Испании их 17 - по одному в каждом автономном сообществе. Это требовало соответствующих расходов.
- Из-за кризиса налоговые поступления резко упали. Это касается налогов на доходы, НДС и других поступлений. Но обязательства никуда не делись. В итоге, начали расти дефициты местных бюджетов.
- В 2011 году дефицит бюджетов регионов в совокупности составил 2,9% ВВП. Общий дефицит бюджета Испании составил 8,5% ВВП.
- В 2011 году цель по дефициту бюджетов испанских регионов составляла 1,3%, а в этом году - 1,5%. Вряд ли эта цель будет достигнута.
- Проблемы усугубляется тем, что региональные правительства, практически, не могут занять ни на фондовом рынке, ни у собственных банков. Мадрид уже предоставил региональным правительствам займов на 18 млрд евро.
- Доходность по 10-летним испанским облигациям приближается уже к 8%. Сейчас она составляет 7,74% - это критический уровень. Вскоре страна не сможет себе позволить занимать на внешнем рынке.
- Доходность по облигациям испанских регионов также велика, однако по облигациям, например, Каталонии она начала падать после сообщения о том, что регион может воспользоваться помощью правительства, пишет Bloomberg. Так региональные риски переносятся на центральное правительство.
- Стоимость страховки по дефолту CDS Испании сейчас приближается к стоимости этой же бумаги для уже получившей помощь Португалии, заметили в блоге Also Sprach Analyst. Инвесторы оценивают риски двух должников примерно одинаково.
- Министр финансов Испании Луис де Гиндос встретился во вторник с своим немецким коллегой Вольфгангом Шойбле. Официальные результаты встречи довольно скромны: оба министра заявили, что стоимость облигаций "не отражает силу" испанской экономики. Испанская El Economista сообщила, что два политика обсудили предоставление Испании 300 млрд евро помощи, но правительство пока это отрицает.
Собственно региональные правительства Испании добиваются от центрального правительства того же, чего и страны PIIGS добиваются от Германии - лги хотят разделить долговое бремя. Например, еще в мае об этом заявил глава Каталонии Артур Мас. Однако, так же как в Европе в целом, испанские региональные власти не готовы жертвовать ради этого независимостью. Единственно возможные механизмы получения помощи подразумевают как раз большую интеграции и контроль со стороны центрального правительства. Это также перекликается с основным способом решения проблемы Европы - большей интеграцией. Механизмы спасения все те же:
- В обмен на кредиты правительство, наконец, получит право реализовывать жесткие меры по снижению дефицита и долга провинцией. На это, например, согласны в Мурсии. Председатель местного правительства Рамон Луис Валкарсель заявил, что подобная помощь не должна рассматриваться, как подарок.
- Еще один способ помощи регионам - это выпуск единых для 17 регионов облигаций, или hispanobonos. В обмен регионы примут друг перед другом взаимные обязательства о сокращение дефицитов и большей финансовой стабильности. Но этот механизм еще не действует. Если он будет введен, то правительства получат еще один стимул не брать под контроль собственные финансовые проблемы, уверены авторы другого блога Zero Hedge.