- Основу импорта из стран дальнего зарубежья составляет машиностроительная продукция.
- Большая часть роста здесь приходится на категорию "наземный транспорт", главным образом легковые автомобили. Сильно упав в кризис (почти в четыре раза за несколько месяцев) импорт иномарок в последние годы демонстрировал наиболее сильную тенденцию к росту.
- По мере реализации отложенного спроса, рост постепенно стал угасать и в середине 2011 г. был уже близок к стагнации. Похоже, в марте, импорт иномарок замедлился еще больше, что могло быть связано с накопившимися запасами автомобилей, привезенных в 2011 г. Но по мере их исчерпания импорт автомобилей должен вновь ускориться.
- Импорт продовольствия (14% всего импорта из стран дальнего зарубежья) стагнирует с середины прошлого года, а меры правительства, предпринимаемые для защиты отечественного потребителя, лишний раз говорят о том, что эта тенденция должна сохраниться.
- Тенденция к росту импорта химической продукции (16% импорта) постепенно затухает, в основном за счет снижения импорта лекарств. Также сокращается импорт текстиля и обуви.
Елена Абрамова, генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: "По марту еще данных нет, они появятся в начале мая, а то, что есть сейчас, это оценки. На основе предварительной таможенной статистики данные по импорту - 5,6% роста по марту – это совершенно немало. У нас был кризис, когда импорт упал по некоторым товарам на 70%, после чего он стал восстанавливаться. И естественно, он восстанавливался быстрыми темпами. То, что темпы роста импорта снизились, это не плохо, а хорошо. Для нас рост импорта – это очень большая проблема. Он забивает, естественно, внутреннее производство. Вот если бы у нас сокращался, например, (что не так) импорт машинооборудования, это было бы не очень хорошо. Потому что модернизация промышленного аппарата еще не завершилась. Она только в некоторых отраслях начинается, и для этого необходимо импортное оборудование. Если сокращается импорт «прочий»: химия, металлургия - это позитив, это значит, что не будут Китай и Украина забивать продукцию наших производителей. То же самое - с продовольственными товарами. Что касается компонентов, которые возят сюда для автомобильной промышленности, они достаточно важны для нас. И если их ввоз сильно упадет, все эти новые заводы не смогут работать". Согласны с такой оценкой главный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова: "Замедление темпов роста импорта - это позитивный сигнал, который говорит о росте спроса на продукцию внутренних, российских производителей, а это может существенно улучшить структуру экономического роста российской экономики. Правда, здесь сказался фактор запасов: в прошлом году многие компании импортировали про запас, а сейчас распродают эту продукцию. Это значит, что снижением импорта может оказаться всего лишь временным явлением".