.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
НОВОСТИ
Главная / Все новости / Аркадий Дворкович: "Если бы таможня и налоговая служба доверяли предпринимателям, контроль строился бы по-другому"
.
04 апреля 2012 года 14:02
Аркадий Дворкович: "Если бы таможня и налоговая служба доверяли предпринимателям, контроль строился бы по-другому"
0 |
Научная конференция Высшей школы экономики: помощник президента о борьбе с коррупцией и о недоверии государства и общества друг к другу
4 апреля. FINMARKET.RU - Второй день научной конференции Высшей школы экономики. Пленарное заседание "Экономика, право и доверие".
Аркадий Дворкович, помощник президента:
За последние годы было много сделано для формирования современной экономической системы, прежде всего, в части развития законодательства и новых принципов экономической политики.
В период с 2000 по 2008 акцент делался на создание правовых основ, был принят набор базовых правовых актов, которые фактически сформировали новую систему экономического законодательства. Начиная с 2008 реализация новых принципов экономической политики перешла в практическую плоскость. Связано это с кризисом. Начиная с сентября 2008 года мы отошли от приоритета на формирование новых правовых основ в развитии экономики, а перешли к практической реализации в условиях кризиса того, что было наработано до этого. Выводы: у нас неплохое законодательство, которое позволяет делать практически все, что угодно, повернуть политику и действия граждан, предпринимателей практически в любую сторону. У нас достаточно свободное для этого законодательство. Это одновременно формирует достаточно широкий простор для деятельности, с другой стороны, создаются огромные риски. Как в части действий государства, самый очевидный риск- возможность произвола решений государственной машины. Так и в части действий других субъектов экономических отношений.
Закон, не регламентирующий конкретные процедуры, создает неопределенность относительно того, что можно, а что нельзя делать. Если основываться на принципе все, что не запрещено - разрешено, то участники экономических отношений сталкиваются с рисками. Любая возможность произвола создает стимул решать вопрос коммерческим образом. Система, позволяющая делать многое, повышает риски возникновения системной коррупции.
Противостоящий фактор, который мог бы балансировать эту систему, - это доверие. Если бы государство в лице таможни, налоговой службы, доверяло предпринимателям, сама структура контроля строилась бы по-другому. Но доверия со стороны государства предпринимателям нет. А без доверия мы не можем пойти на те решения, которые означали бы значительное улучшение инвестиционного климата. С другой стороны, нет доверия со стороны предпринимателей и граждан к государству. Даже если формально слова и планы правильны, немедленная реакция со стороны общества разделяется на два основных сегмента:
1) Апатия абсолютная. Люди просто считают - поговорили, и все останется, как есть
2) Агрессивное неприятие слов. Агрессивные действия по отношению к государству. Мы это хорошо ощутили за последние несколько месяцев, с момента старта предвыборной кампании Госдумы, все это проявлялось наглядно.
Что предложено президентом для возникновения доверия со стороны общества и бизнеса:
Конкретные планы, связанные с борьбой с коррупцией, обновлением кадров, развитием отдельных сегментов общества, реформой сфер экономической политики. Общий посыл состоит в том, что государство должно быть сильным. Чтобы быть сильным, оно должно изменить себя, сформировав инструменты для борьбы с коррупцией, обновляя кадры, добавив прозрачность деятельности органам власти.
Второй элемент работы - формирование новых механизмов управления государством. Это система "Открытое правительство". В чем суть этой инициативы президента? Фактически она означает, что государство ощущая недоверие к себе со стороны общества и не имея достаточных каналов связи, стремится такие механизмы связи создать.
Основные направления: взаимный обмен информацией , постоянное участие общества в формировании социально-экономической политики, постоянная подпитка людей и институтов, наделенных властью мудростью всего общества, прозрачная система выполнения государственных функций.
Огромное недоверие сохраняется к самой этой идее. Но мы считаем, что чтобы заниматься правовой системной работой, необходимы эти механизмы. Это не подмена той работы, которой должно заниматься государство. Государство считает, что только вместе с обществом оно может продвинуть свои инициативы и свои идеи. Иначе любые реформы просто не будут происходить, потому что сверху эти реформы осуществить невозможно. Иначе мы не разорвем замкнутый круг системной коррупции, в котором мы находимся уже многие десятилетия. Мы рассчитываем, что ближайшие 2-3 года станут периодом качественных изменений в управлении государством при участии общества.
Михаил Задорнов, президент - председатель правления "ВТБ - 24":
С точки зрения фондового рынка участие граждан, к сожалению, не сильно растет и остается на уровне 0,5% трудоспособного населения России. Существенно лучше ситуация с пользованием банковскими услугами. Что касается страхового рынка - тут небольшое количество граждан поддерживает именно добровольное страхование. Институт, который пользуется наибольшим доверием - это, прежде всего, инвестиции в недвижимость.
Поэтому, когда мы говорим о Москве как о финансовом центре, мы должны все-таки соизмерять эти действия с тем, насколько основной потребитель финансовых услуг, именно российское население, имеет доступ и интерес к тем или иным услугам финансовых институтов России.
Что касается судебной системы, здесь в последние годы обсуждается тот или иной уклон в самом законодательстве (изменения в законодательстве). Я поделюсь некоторыми наблюдениями за работой арбитражных судов и судов общей юрисдикции в России.
"ВТБ-24" вел в прошлом году 30 000 дел в судах против заемщиков, которые имели просроченные займы. Так что мы имеем определенную практику и статистику такой работы. Если коротко говорить о выводах, то та система работы судов общей юрисдикции и судов арбитражных, с которой мы столкнулись в прошлом и позапрошлом году (все банки), она абсолютно не способна удовлетворять элементарные интересы как граждан, так и другой стороны в споре, по рассмотрению объема судебных дел, которые свалились на судебную систему в силу кризиса 2008-2009 года.
Что я имею в виду: в силу того что большинство банков находится в Москве и в центре города , соответственно подсудность базируется на конкретных судах. Если разделить количество дел на штатное расписание некоторых судов в центре Москвы, то судья должен принимать решение по одному делу за 2-3 минуты. Объем тех дел, которые должны рассматривать суды общей юрисдикции в Москве и некоторых регионах, абсолютно не соответствует той нагрузке, которую может себе нормальный человек позволить. На это наложилось то, что Верховный суд и Московский Городской суд не определились с точки зрения правовой подсудности, многие как заемщики, так и инициаторы судебных дел ходят по кругу, их отправляют из Москвы в регионы, из регионов в Москву. Вопрос подсудности не решен за последние 2-3- года по базовому договору кредита и договору займа. Это ведет к тому что сам процесс подачи рассмотрения иска он во-первых растягивается на абсолютно невообразимое время, парализует работу судов по другим делам, ведет к принятию не индивидуальных, а таких, скажем так, коллективных решений и по сути высвечивает с этой точки зрения всю неэффективность процесса рассмотрения этих базовых дел в судах.
Почему это происходит? С 1996 года у нас пытались построить в государстве расчет нормального нормирования нагрузки на суды. Я насчитал 5 попыток. Нормы так и не появились до настоящего времени. Соответственно правительство, Минфин и другие экономические ведомства с судами так и не договорились за 15 лет, как эту нагрузку рассчитать. С другой стороны стороны, суды общей юрисдикции не должны рассматривать множество из тех дел, которые они сегодня рассматривают. Многие дела, например, о небольшом кредите на 30 тысяч, - тут гораздо дороже будет рассмотрение в суде. Не надо загружать этот институт такими типовыми делами, которые может рассматривать мировой судья. По сути, анализ процесса судебного производства, выстраивание этого процесса и определение приоритетов рассмотрения судов, самой подведомственности юрисдикции может серьезно разгрузить сам процесс судопроизводства, который сейчас является одним из самый отсталых с точки зрения организации сервиса и услуг. Причем для нас это не вопрос бесплатной услуги со стороны государства. Наш банк заплатил в прошлом году 250 млн рублей госпошлины за рассмотрение дел.
Опубликовано /Финмаркет/
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
.
21 ноября 2024 года 20:20
Капитализация российского рынка акций, вычисленная на основе средневзвешенных цен на Московской бирже в секторе Основной рынок, в четверг составила 47328,290 млрд руб., снизившись по сравнению с закрытием предыдущего торгового дня на 931,506 млрд руб., или на...
.
21 ноября 2024 года 19:23Минфин США включил в санкционный список более 50 российских банков, включая Газпромбанк, банк "ДОМ.РФ" и БКС банк.
Расширение списка OFAC будет мешать России злоупотреблять международной финансовой системой для оплаты технологий и оборудования, говорится в сообщении... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 19:15Средневзвешенный курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов Московской биржи повысился на 6,31 коп. и составил 13,8817 руб.
Минимальный курс юаня составил 13,8275 руб., максимальный - 13,95 руб. Было заключено 50694 сделки. Объем торгов составил 146665,46...
.
21 ноября 2024 года 19:11Управление по контролю за зарубежными активами Минфина США (OFAC) включило в санкционный список более 40 российских регистраторов, следует из сообщения ведомства.
Под санкции подпали такие компании, как "Статус", "Драга", "Реестр-РН", "Независимая регистраторская... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 19:03Минфин США ввел санкции против 11 высокопоставленных сотрудников Банка России, в том числе против двух первых зампредов Дмитрия Тулина и Владимира Чистюхина, зампреда Ольги Поляковой, следует из сообщения OFAC.
Под санкции также подпали несколько директоров... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 18:59Рынок акций РФ завершил торги под давлением продавцов из-за геополитической напряженности вокруг конфликта на Украине и статистики об ускорении инфляции в России, откат сдерживали подросшие металлы и нефть. Индекс МосБиржи опустился ниже 2570 пунктов, индекс РТС на фоне... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 18:46Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) выпустило предупреждение о риске санкций для финансовых институтов не из США, которые присоединяются к Системе передачи финансовых сообщений Банка России.
"Любое иностранное финансовое учреждение,... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 18:31Дополнительные поступления в бюджет от повышенной ставки налога на прибыль для "Транснефти" могут составлять в пределах 20-40 млрд рублей в год, считает статс-секретарь - замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.
"Это будет зависеть от прибыли "Транснефти". (...) Это... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 18:22Продажи на вторичном рынке жилья в США в октябре увеличились на 3,4% относительно предыдущего месяца - до 3,96 млн домов в пересчете на годовые темпы, говорится в отчете Национальной ассоциации риелторов (NAR).
Согласно пересмотренным данным, в сентябре показатель... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 18:15Комитет Госдумы по бюджету одобрил поправки в Налоговый кодекс, предложенные Минфином, предполагающие изменение методики расчета цены на нефть Urals, используемой для расчета нефтяных налогов, а также ряд изменений в расчет топливного демпфера и обратного акциза по нефтяному... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 18:09Правительство выделило 18,5 млрд руб. на поддержку льготного кредитования производителей электроники
Государство в 2024 году дополнительно профинансирует программу льготного кредитования производителей радиоэлектроники в объеме 18,5 млрд рублей. Как сообщил сегодня на заседании правительства премьер-министр РФ Михаил Мишустин, средства будут выделены из резервного... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 18:02Американские фондовые индексы не показывают единой динамики в начале торгов в четверг, инвесторы оценивают статданные и новости компаний.
Количество американцев, впервые обратившихся за пособием по безработице, на прошлой неделе сократилось на 6 тыс. - до 213 тыс.,... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 18:00Средневзвешенный курс юаня со сроком расчетов "сегодня" по итогам торгов Московской биржи повысился на 6,73 коп. и составил 13,8804 руб.
Минимальный курс юаня составил 13,829 руб., максимальный - 13,9245 руб. Было заключено 30589 сделок. Объем торгов составил 80348,71...
.
21 ноября 2024 года 17:57Банк России уточнит перечень активов, к которым применяются надбавки к коэффициентам риска. Соответствующий проект указания опубликован на сайте ЦБ.
Регулятор, в частности, планирует устанавливать для банков макропруденциальные надбавки по новым кредитам и облигациям... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 17:49Комитет Госдумы по бюджету на заседании в четверг проголосовал за принятие во втором чтении поправок, предусматривающих повышение для месторождения им. Филановского на Каспии (разрабатывает "ЛУКОЙЛ" (MOEX: LKOH)) налога на прибыль организаций, будет повышен с 34% до 40% сроком... читать дальше
.
21 ноября 2024 года 17:42ЦБ РФ с 22 ноября установил следующие учетные цены на драгоценные металлы: на золото - 8547,27 (+95,01) руб./грамм; на серебро - 99,92 (-0,88) руб./грамм; на платину - 3139,82 (+14,36) руб./грамм; на палладий - 3343,75 (+24,97) руб./грамм.
Это автоматическое сообщение.
.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
САМОЕ ОБСУЖДАЕМОЕ
Если Вы желаете получать представленную в этом разделе информацию в автоматическом режиме, то заполните, пожалуйста, форму или позвоните по телефонам (495) 988-76-77/02. Наши менеджеры обязательно свяжутся с Вами в ближайшее время и согласуют условия её поставки.
.