Ученые из Кембриджа на примере Индии доказали, что общественный контроль за правоохранительными органами в развивающихся странах не работает. Пока этого не захочет полицейское начальство и политики - коррупцию и неэффективность не победить
Кембридж. 20 марта. FINMARKET.RU - Проблема коррупции и неэффективности полиции характерна для многих развивающихся стран: не только в России население сталкивается с произволом, взятками и прочими прелестями "правоохранения". Население требует перемен, а власти жалуются, что реформированию "изнутри" полиция не поддается. Что, казалось бы, наглядно доказывает пример реформы в России.
Группа американских ученых из Кембриджа решила проверить тезис о принципиальной нереформируемости полиции.
Вместе с индийскими коллегами
исследовали попытки административной реформы в Раджастане, самом большом штате Индии.
Ученые допускали, что тезис будет блестяще доказан: известно, что реформировать неэффективные институты - одна из самых сложных задач макроэкономики, они стремятся всеми силами сохранить статус-кво, в этом смысл их существования.
Полиция Индии до сих пор работает согласно закону 1861 года, установленному еще при Британской Империи. Правительство неоднократно пыталось изменить систему, но дальше косметических реформ дело не зашло.
- Сотрудники полиции низшего уровня подотчетны только кадровым офицерам - они проходят отбор через специальные экзамены. Так отбирались офицеры еще в Империи. Высшие офицеры подотчетны главе полиции, а он, в свою очередь - министру.
- Вся система базируется на нескольких тестах. Единственный способ продвижения по службе для офицеров низшего звена - это переход с одного участка на другой. В большинстве случаев это происходит за взятки. Это и способ давления на полицейских: чиновники и политики просто угрожают перевести их "не на тот участок", если они не выполняют их требований.
- Рабочий день полицейского никак не регулируется законодательно: теоретически он может быть на посту 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Один человек может всю жизнь исполнять одни и те же обязанности - их определяет начальник отделения, часто не заботящийся о своих кадрах и выбирающий себе любимчиков. Полицейские в итоге жалуются на переработки и слишком высокую нагрузку.
- Вполне российский вариант: полицейская статистика базируется лишь на случаях, зарегистрированных в самих участках. Чтобы улучшить статистику, полицейские просто отказываются регистрировать жалобы граждан. Люди и сами боятся обращаться в коррумпированную полицию.
- Отсутствует и система взаимодействия с обществом. В некоторых штатах были созданы отделы по жалобам на полицию, но успеха это не принесло. Активно создаются общества по гражданскому надзору за полицией, но на открытость полиции это не повлияло.
- Чтобы стать полицейским, в Индии достаточно окончить 10 классов (это неполное среднее образование) и иметь определенные физические параметры, например, подходить по росту. На подготовку уходит от года до двух лет.
Исследователи провели эксперимент: в течение 18 месяцев на 162 полицейских участках, или 12% всех отделений штата, они провели весьма скромные реформы. Они были просты в исполнении, не требовали значительных расходов бюджета и полной перестройки полиции. Все это время исследовалась статистика преступности в регионе, а также проводилось множество опросов самих полицейских и жертв преступлений. По уровню преступности Раджастан находился на 4 месте из 28 штатов. Преступления, главным образом, не тяжкие - по числу убийств штат занимает 25-ое место.
1. Был запрещен перевод работников в другие отделения в течение двух лет с момента начала реализации программы. Первые несколько месяцев сделать этого не получалось, но затем удалось добиться успеха.
2. Задания и функции сотрудников - ночное патрулирование, дежурства, караул и другие - постоянно менялись, а каждому полицейскому предоставлялся выходной раз в 8 дней. В первые несколько месяцев это успешно выполнялось, но затем функции вновь перестали меняться, а сотрудники вновь вернулись к одной и той же монотонной работе в течение дня. Реформа провалилась.
3. В полицейском участке в течение трех самых пиковых часов находились наблюдатели из местной общины. Исследователи, приходившие на участок, часто не заставали там наблюдателей - из этого они сделали вывод о том, что эта реформа провалилась.
4. Полицейских постоянно отправляли на повышение квалификации и прочие учебные курсы.
Вывод: все успешные реформы проводились при активной поддержке вышестоящих органов, изменения "снизу" или при участии общественных групп провалились.
- В результате эксперимента жители Раджастана стали меньше бояться полиции. Однако лучшего думать об образованности или компетентности полицейских они не стали.
- Увеличилось количество людей, удовлетворенных тем, как полиция решала их проблемы. Тем не менее, преступность в Радажастане не снизилась.
- Сами полицейские также были больше удовлетворены своей работой.
Реформы касались лишь низших чинов, начальники, которые смогли их продвинуть, для себя статус-кво сохранили. Если реформа затрагивала их личное благо, она срывалась: начальники отделений имитировали изменения, например, заставляя подчиненных подделывать протоколы наблюдателей.
Теперь исследователи собираются проверить, как отразится на состояние полиции другие реформы - например, замена "ссылок" на непопулярные участки за провинности регулярными командировками туда специальных "команд" из случайно подобранных полицейских.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.