Эксперимент по приему в утиль старых автомобилей, в результате которого граждане смогут получить скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового "железного коня" российской сборки, стартует 8 марта, а закончится 1 ноября 2010 года. Согласно постановлению правительства, проведение этого эксперимента обойдется государству более чем в 11 млрд рублей
Российские власти уже давно говорят о том, что в 2010 году будет запущена программа утилизации старых автомобилей, в рамках которой сдающие свой автохлам граждане смогут получить скидку в 50 тыс. рублей при приобретении нового "железного коня" российской сборки. И вот стали известны временные рамки проведения этого эксперимента (который с успехом прошел во многих странах еще год назад), а также сумма, в которую обойдется государству это новшество, которое должно поддержать спрос на автомобили.
Эксперимент стоимостью 11 млрд рублей
"Российская газета" опубликовала
постановление правительства, подписанное премьер-министром Владимиром Путиным, "О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств".
Согласно документам, приемка пунктами утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств будет проводиться с 8 марта до 1 ноября 2010 года. То есть на данный эксперимент будет отведено чуть менее 8 месяцев.
Во сколько же обойдется бюджету это нововведение? Во-первых, на саму организацию и проведение эксперимента будет выделено 50 млн рублей. Во-вторых, непосредственно на предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых машин со скидкой в 50 тыс. рублей физическим лицам, сдавшим на утилизацию старую машину, будет выделено 10 млрд рублей (несложно посчитать, что программа рассчитана на прием в утиль 200 тыс. машин). В-третьих, еще 1 млрд рублей будет выделено на предоставление субсидий на возмещение затрат торговых организаций, возникших при перевозке на пункты утилизации сданных в утиль машин.
В постановлении также дается указание Минпромторгу совместно с Минэкономразвития, Минфином, Минтрансом и Федеральной службой по тарифам (ФСТ) подготовить и внести в правительство проект акта, определяющего правила предоставления субсидий на возмещение затрат торговых организаций, возникших при перевозке вышедших из эксплуатации автотранспортных средств на пункты утилизации.
Кроме того, в месячный срок Минпромторг должен разработать и утвердить порядок проведения указанного эксперимента, включающего требования к пунктам утилизации, а также условия их участия в проведении эксперимента, перечень моделей и производителей новых автотранспортных средств российского производства, подлежащих продаже со скидкой, форму и требования к свидетельству об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства, требования к вышедшим из эксплуатации автотранспортным средствам, сдаваемым на утилизацию.
Также министерство должно поработать и на более долгосрочную перспективу - ему поручено до 1 сентября 2010 года разработать и внести в правительство проект концепции создания в России системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств.
Что сдавать и что купить
Приниматься в утиль будут автомобили, полная масса которых не превышает 3,5 тонны и возраст которых составляет более 10 лет. При этом машина должна принадлежать сдающему свой автохлам не менее одного года. Речь идет об автомобилях как отечественного, так и иностранного производства.
На что же может рассчитывать гражданин, избавившийся от своего дряхлого железного коня, сдав его в утиль? Торговая организация должна продать ему новую машину со скидкой в 50 тыс. рублей. Список моделей автомобилей Минпромторгом пока не сформирован, в приложении в постановлении правительства имеются только общие требования.
Новый автомобиль, продающийся со скидкой по этой программе, должен быть произведен по полному циклу в рамках соглашения по промышленной сборке, либо методом крупноузловой сборки в рамках соглашения по промышленной сборке, при наличии обязательств перед Минпромторгом по переводу производства модели к производству по полному циклу
Также в программу должны попадать автомобили, производство которых осуществляется российским юридическим лицом, на которое не распространяется указанный порядок, при условии того, что производителем фактически осуществляются операции по сварке, окраске и сборке кузовов и (или) кабин такого автомобиля. Если производителем осуществляется производство указанной модели с применением автокомпонентов иностранного производства, обязательно наличие согласованной с Минпромторгом программы применения или локализации таких автокомпонентов с указанием наименований автокомпонентов и сроков их локализации (закупки производителем автокомпонента, произведенного на территории РФ).
Глава Минпромторга Виктор Христенко на встрече с Владимиром Путиным ранее пояснял, что речь идет не только о традиционных российских брендах ВАЗ, "Лада", ГАЗ, УАЗ, но и брендах зарубежных компаний, которые производят их на территории России, а также тех моделях, по которым компании вышли на полномасштабное производство, либо имеют обязательства по полномасштабному производству. По его словам, "примерно 60-65 моделей и российских брендов, и зарубежных, производимых сегодня на территории России, самых разных классов машин будут доступны для приобретения по этой схеме".
При этом министр отмечал, что самой сложной точкой в процессе является создание физической системы пунктов утилизации по стране. "Их на сегодняшний день реально мы видим порядка чуть более 10, 12-15. Но мы рассчитываем на то, что за счет как раз реализации схемы и субсидий по доставкам на эти пункты реализации, мы сумеем вовлечь в эту схему достаточное количество заинтересованных владельцев транспортных средств", - говорил В.Христенко.
Минпромторг рекомендует
Минпромторг на своем сайте разместил описание
наиболее удобной схемы действий физического лица, намеревающегося воспользоваться государственной программой утилизации автомобилей и приобрести новый автомобиль у официального дилера.
При наличии в собственности старого автомобиля, который произведен в 1999 году или раньше, имеет разрешенную полную массу не более 3,5 тонн, является полнокомплектным и находится в собственности последнего владельца более 1 года, с полным комплектов документов, подтверждающих право собственности, гражданину нужно:
- Приехать к официальному дилеру на автомобиле, сдаваемом на утилизацию (привезти за свой счет на эвакуаторе);
- Распечатать с сайта Минпромторга России утвержденный бланк свидетельства об утилизации;
- Оформить в дилерском центре доверенность в простой документарной форме на выполнение операций по снятию с учета, передаче на пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации;
- Подписать договор, на основании которого дилер будет выполнять вышеназванные операции от имени гражданина, при этом до получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у дилера до момента снятия его с учета;
- Оплатить до 3 тыс. рублей по договору за утилизацию;
- Выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль, соответствующий параметрам, утвержденным постановлением правительства;
- При получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации – завершить оформление нового автомобиля.
Описание основных параметров программы утилизации автомобилей:
- Эксперимент работает на всей территории Российской Федерации;
- Граждане, сдающие старый автомобиль в утиль для покупки нового автомобиля со скидкой могут обратиться к официальным дилерам и уполномочить его на совершение всех действий, либо самостоятельно снять с учета и сдать в утиль;
- Ожидаемый срок обращения документов при условии совершения всех действий в одном регионе – 3-5 дней;
- При получении заполненного свидетельства об утилизации гражданин покупает новый автомобиль из перечня, утверждаемого Минпромторгом России со скидкой 50 тыс. рублей;
- Автопроизводители определяют перечень дилеров, участвующих в эксперименте – перечень будет опубликован на официальном сайте Минпромторга России;
- Минпромторг России отбирает по установленным критериям утилизаторов автотранспортных средств – перечень будет опубликован на официальном сайте Минпромторга России;
- Дилеры заключают договоры с транспортными компаниями и организуют перевозку сдаваемых на утилизацию машин вне зависимости от региона;
- Минпромторг России компенсирует дилерам стоимость доставки автомобиля до ближайшего утилизатора и 50 тыс. рублей выпадающих доходов при продаже машины со скидкой;
- Затраты по утилизации - не более 3 тыс. рублей
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.