.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Переговоры провалились, РФ вводит обычный торговый режим и продэмбарго против Украины
.
22 декабря 2015 года 08:17

Переговоры провалились, РФ вводит обычный торговый режим и продэмбарго против Украины

 0  
Денис Вышинский/ТАСС
Денис Вышинский/ТАСС
22 декабря. FINMARKET.RU - Последний раунд трехсторонних переговоров на уровне министров между Россией, ЕС и Украиной по снятию российских озабоченностей в связи с вступлением с 1 января в силу экономической части соглашения об ассоциации ЕС с Украиной ни к чему не привел, заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на брифинге в Брюсселе по итогам консультаций в понедельник.

По его словам, Украина и ЕС оказались не готовы учесть российские озабоченности, поэтому РФ с 1 января отменила режим ЗСТ в отношении Украины и ввела продовольственное эмбарго.

"Мы завершили весь тур нашей работы (6 министерских встреч и почти 20 встреч экспертов). РФ демонстрировала максимальную гибкость в переговорах по ассоциации Украины с ЕС", - отметил он.

"Но мы получили однозначную неготовность партнеров из ЕС и Украины принять во внимание обеспокоенности РФ по ассоциации", - подчеркнул А.Улюкаев.

По его словам, переговоры по торговому режиму с Украиной продолжатся, но уже после 1 января.

"Нельзя сказать, что поставлена точка в переговорах с Украиной и ЕС, будем вести их, но уже по другую сторону Рубикона (выхода из режима ЗСТ с Украиной и введения продэмбарго в отношении Украины)", - сказал А.Улюкаев.

При этом он заметил, что партнеры из ЕС и Украины "эмоционально" восприняли решение РФ выйти из ЗСТ с Украиной и ввести продэмбарго.

А.Улюкаев подчеркнул, что РФ не собирается "рвать" экономические отношения с Украиной, просто они не будут идти в преференциальном режиме.

Он также отметил, что Россия готова создать общий механизм рассмотрения вопросов торгового режима с Украиной в виде рабочей группы или какого-то другого инструмента.

По его словам, новый торговый режим с Украиной и продэмбарго в отношении Украины не будут чувствительны для РФ, так как импорт продовольствия и без того упал в последние годы в 9-10 раз.

"Есть немало стран, которые являются одновременно членами двух ЗСТ, но нет примеров, чтобы страны являлись одновременно членами двух разных систем регулирования ветеринарного, таможенного и так далее. В этом смысле это был очень серьёзный интеллектуальный, политический и экономический вызов. Боюсь, что мы все вместе не вполне соответствовали этому вызову", - отметил министр.

"Наши партнеры все время сводили дело - и сегодня продолжили эту линию - к тому, что они обещают проявить итоговую волю когда-то в будущие периоды - создадут рабочие группы, чтобы рассматривать обеспокоенности российской стороны. Это такие формулировки "благожелательно рассмотрят предложения", - объяснил он не устроившие РФ предложения ЕС и Украины.

"Начиная с июня этого года эта работа активизировалась. Мы много времени потеряли в начале, и эта работа стала приобретать практические очертания, но до сих пор мы смогли пройти лишь небольшую часть пути. Ну, например: немного лучше ситуация в части технических барьеров в торговле, то есть технического регулирования. Стороны принципиально договорились о том, что должны быть переходные периоды, в которых могут действовать одновременно требования ГОСТа СНГ и требования европейских стандартов техрегулирования. Были расхождения относительно сроков - российская сторона предлагает большие сроки - до 10 лет по приоритетным, наиболее чувствительным секторам, до 5 лет по остальным. Наши коллеги предлагали до 5 лет по чувствительным и до 3 лет - по остальным. В конце концов, это противоречие, которое могло быть снято в ходе дальнейшей работы, если по другим направлениям были бы аналогичные продвижения", - описал он незначительные подвижки в ходе консультаций, которых оказалось явно недостаточно, чтобы снять принципиальные разногласия по механизму снятия российских озабоченностей.

"Боюсь, что вот этим обстоятельством ограничиваются позитивные результаты. Потому что в сфере ветеринарии, санитарного и фитосанитарного контроля и в сфере таможенного администрирования мы получили однозначную неготовность наших партнеров проявить во внимание наши обеспокоенности", - добавил А.Улюкаев.

"Я выражаю глубокую досаду, что коллеги не с самого начала придали серьезность нашей работе. Мы видели признаки этой серьезности только буквально в самое последнее время. Сегодня практически впервые к дискуссии присоединились представители таможенных органов ЕС. Если бы это было сделано раньше, возможно мы продвинулись бы гораздо дальше", - выразил сожаление А.Улюкаев.

Министр также заметил, что введение продовольственного эмбарго в отношении Украины не имело отношения к тематике ассоциации, а "является ответом на инициированное Украиной в августе присоединение к санкционному режиму" в отношении РФ. "Мы не вводили односторонних санкций относительно Украины. Это Украина ввела в августе этого года односторонние санкции против российских физических и юридических лиц. Это (продэмбарго) лишь наша ответная мера", - добавил он.

"Мы просчитывали риски выхода РФ из ЗСТ с Украиной. Это было большое исследование год назад, и мы предоставляли его результаты нашим партнерам. Конечно же, с момента исследования объем торговли с Украиной сильно сократился - у нас в этом году он вряд ли превысит $12 млрд, а еще два года назад это было почти $40 млрд. Поэтому сейчас эти результаты нужно пересматривать, но в целом мы знаем чувствительные области", - сказал А.Улюкаев.

"Введение продэмбарго также не повлияет на цены в РФ, потому что импорт продовольствия из Украины упал за последние 2 года с $2 млрд до $200 млн. Макроэкономически значимого эффекта не будет", - добавил он.

"Что касается публикации наших решений (о выходе из ЗСТ и введении продэмбарго), конечно же, наши партнеры, я бы сказал так, эмоционально это восприняли. Хотя я им объяснял, что никаких оснований для такой эмоциональности нет, потому что еще в сентябре, на позапрошлой нашей встрече министров, я предупредил коллег о том, что именно такие последствия будут в том случае, если мы не достигнем договоренностей. Поэтому ничего нового в этом нет. Единственно новое, что это сегодня было опубликовано", - рассказал А.Улюкаев об эмоциональной реакции своих коллег из ЕС и Украины.

А.Улюкаев пояснил логику выхода из ЗСТ с Украиной. "Украина - наш естественный торговый партнер, мы соседи. Мы имеем большое количество предприятий и бизнесов, которые работают в кооперации друг с другом, поэтому мы ни в коем случае не собираемся как-то рвать экономические отношения. Режим наибольшего благоприятствования означает, что украинские экспортеры будут иметь режим не хуже, чем у компаний любой другой страны. Просто товарообмен будет идти не в преференциальном режиме, потому что оснований для преференций для страны, которая снижает планку своих обязательств перед нами, у нас нет никаких", - сказал министр.

По его словам, в отношении товаров с Украины с 1 января будет действовать единый таможенный тариф ЕАЭС.

При этом А.Улюкаев заявил, что "мы готовы, в случае возникновения вопросов, создать какой-то общий механизм рассмотрения этих вопросов в виде рабочей группы или еще чего-то".

Комментируя вопрос о продлении санкций по отношению к РФ со стороны ЕС на 6 месяцев, министр сказал, что этот вопрос "понятно, не обсуждался на сегодняшней встрече, это не входит в нашу повестку".

"Я считаю, что это совершенно недопустимый, неэффективный способ ведения дел на международной арене. Постепенно осознание этого приходит и к тем странам, которые инициировали эти санкции, и мы видим, что здесь дискуссии в Европе большие относительно этого. Мы считаем, что рано или поздно голос разума все-таки возобладает и будет принято единственно возможное необходимое решение об отмене такого странного режима отношений", - высказал А.Улюкаев свое отношение к теме санкций.

ЕАЭС

Лидеры других стран-членов ЕАЭС, наряду с Россией, считают правильным также выйти из соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Украиной, заявил журналистам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов по завершении саммита ЕАЭС.

"Не так звучала позиция - готовы они или не готовы. Они сказали, что в принципе было бы правильно, чтобы такое решение - единое решение - было принято всеми пятью странами. Чтобы это был единый режим и для общего внешнего контура таможенной границы, и для отслеживаемости, и в силу различных причин", - сказал он.

Эти причины, по словам И.Шувалова, скорее носят характер закрытой дискуссии. "Если сейчас какие-то ограничения не принимать, такого рода решения на пятерку или в рамках пяти государств ЕАЭС, то это только скорее технические элементы и вопросы: надо посмотреть все-таки, каким образом дальше могут пострадать существующие контракты, особенно в Казахстане и Белоруссии", - сказал он.

И.Шувалов подчеркнул, что российская делегация не настаивала на том, что необходимы ограничительные меры для Украины в отношениях с другими странами.

ЕС

Брюссель, Москва и Киев были близки к выработке решения по ряду вопросов, связанных с имплементацией ЗСТ между Украиной и ЕС, однако российская сторона не проявила достаточной гибкости, заявила в понедельник член Еврокомиссии по торговле Сесилия Мальмстрем.

"Мы были достаточно близки к тому, чтобы найти ряд практических решений. И я думаю, если бы была проявлена воля, то сумели бы сделать это. Однако сегодня мы не увидели достаточной гибкости от российской стороны", - сказала она на пресс-конференции в Брюсселе.

С.Мальмстрем отметила, что ЕС и Украина "были готовы выслушать опасения российской стороны".

"Некоторые из этих опасений, на наш взгляд, не имеют оснований с точки зрения экономики. Часть опасений, напротив, могли бы быть реальными", - сказала она.

"Мы пытались найти конкретные практические решения, конечно, не внося поправки в соглашение о ЗСТ и не перенося срок его вступления в силу", - добавила она.

С.Мальмстрем подчеркнула, что в том, что касается торговых вопросов, дальнейших переговоров в нынешнем формате (Россия, Украина, ЕС) не предусмотрено.


Опубликовано Финмаркет
 
.
Ключевые слова:    Россия,  ЕАЭС,  Украина,  позиция


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.