.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Почем бургер лиха: Питер в два раза дешевле Москвы
.
11 февраля 2014 года 09:25

Почем бургер лиха: Питер в два раза дешевле Москвы

 0  
РИА Новости, Антон Белицкий
РИА Новости, Антон Белицкий
"Финмаркет" попытался оценить покупательную способность рубля в разных регионах страны с помощью своеобразного индекса "Биг-Мака" по-русски. Цены на российские гамбургеры оказались высокими не только в отдаленных регионах, где все продукты дороги, но и в столицах, и на Северном Кавказе
Москва. 11 февраля. FINMARKET.RU - С января 2014 года Росстат включил в перечень товаров и услуг, цены на которые отслеживаются для определения индекса потребительской инфляции, "сэндвич типа "Гамбургер".

Никаких информационно-идеологических целей при этом не преследовалось, заверили "Финмаркет" в Росстате. Просто в рамках обычного ежегодного обновления набора в него включаются те товары и услуги, на которые среднероссийские домохозяйства тратят более 0,1% своих расходов, и исключаются те, на которые они расходуют меньше. Статистики не смогли пройти мимо роста среди россиян, особенно молодежи, популярности фаст-фуда.

Но аллюзий со всемирно известным индексом "Биг-Мака" все равно избежать трудно. В конце января британский журнал The Economist в очередной раз его рассчитал для разных стран на основе цен известного гамбургера сети McDonald's.

Что такое индекс "Биг-Мака"

  • Предполагается, что стоимость стандартного по рецептуре и технологии приготовления продукта должна быть повсюду примерно одинаковой. То есть "Биг-Мак" в разных странах можно рассматривать как своеобразную корзину одних и тех же товаров и услуг.
  • Следовательно, различие между номинальными ценами на этот сэндвич в той или иной стране и в США показывает близкую к реальной покупательную способность местной валюты, ее переоцененность или недооцененность к американскому доллару по официальному курсу. Предполагается, что индекс "Биг-Мака" учитывает даже влияние на цены разных фискальных и регуляторных режимов.
  • "Биг-Мак" в январе 2014 года стоил в России по официальному курсу $2,62 по сравнению с $4,62 в США. Это означает, что по "справедливому" курсу доллар должен стоить примерно 19,25 рубля. Его же средний курс в январе, по данным Банка России, равнялся 33,46 рублей за доллар, то есть, был на 77% выше.
  • "Биг-Мак" во всех предприятиях сети McDonald's в России стоит почти одинаково: 89 руб. в Санкт-Петербурге, по 90 руб. в Москве и Пятигорске, 92 руб. в Тюмени. То же самое и гамбургер: по 36 руб. - в обеих столицах и Пятигорске, 37 руб. - в Тюмени.
  • Рубль у каждого свой

  • Не так ведут себя остальные товары и услуги. В разных регионах России цены на них могут существенно отличатся. Поэтому экономисты говорят о разной покупательной способности рубля в российских регионах.
  • Чаще всего для сравнений используют стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Если в среднем по стране в декабре 2013 года он стоил 10,7 тыс. руб., то на Чукотке - 18,7 тыс., а в Ингушетии - 8,7 тыс. руб. Разница - в 2,1 раза. Рубль в разных регионах разный.
  • Но использовать "индекс гамбургера" для сравнения между собой покупательных способностей «региональных рублей» вряд ли получится. В Росстате заверяют, что под гамбургером они понимают не любой товар с соответствующей подписью на ценнике, а "сэндвич, состоящий из мясной котлеты, бифштекса рубленного, из различных видов мяса, внутри разрезанной булки, типа гамбургера, чизбургера, реализуемого предприятиями общественного питания быстрого обслуживания". Но вряд ли его можно считать стандартным продуктом во всех регионах.

    Что расскажет гамбургер

    © Росстат, Финмаркет

  • Разброс цен на "сэндвич, состоящий из мясной котлеты..." оказался очень большим: в Ханты-Мансийском округе гамбургер стоил в январе более 235 руб., а в Тамбовской области - чуть более 34 руб. Разница - почти в 7 раз (данных по Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Чукотскому округам и Калмыкии нет).
  • Всего в трех регионах он стоил дешевле, чем во всех McDonald's страны: кроме Тамбовщины, это еще Ульяновская и Воронежская области.
  • Среди регионов с самыми дорогими гамбургерами, наряду с северными, сибирскими и дальневосточными территориями, оказались все субъекты Северо-Кавказского федерального округа.
  • На третьем месте по дороговизне расположился Ставропольский край; гамбургер там стоит почти 107 рублей. В Северной Осетии за него просят немногим меньше, чем в Москве - 82 и 84 рубля соответственно. В Дагестане он стоит 80 рублей. Гамбургеры в Коми - вдвое дешевле. Дороже среднероссийского уровня гамбургер ценили в Чечне и Ингушетии -63 и 66 рублей.
  • Почти в два раза отличаются цены на гамбургеры в Москве и Санкт-Петербурге - 84 и 44,5 рублей за штуку соответственно.
  • Несколько больше межрегиональные различия гамбургеров по цене напоминают расхождение регионов по стоимости минимального набора продуктов питания: в среднем по России в декабре прошлого года он стоил 2,9 тыс. руб.; на Чукотке - 7,7 тыс., а тот же набор продуктов жители Курской области могли купить за 2,2 тыс. руб.
  • Продукты в целом тоже дешевле в аграрных регионах Центральной России и Поволжья. Но коэффициент корреляции между этими рядами данных все равно составляет всего 0,35.
  • Объективных причин для столь существенных расхождений цен на гамбургеры в стране, и главное, их дороговизне на Северном Кавказе, эксперты не видят. Их основная версия - плата за редкость. Фаст-фуд по-кавказски выглядит совсем по-другому: шаурма, шашлык и кебабы.
  • Михаил Чернышов, Институт проблем рынка РАН

    "Дороговизна гамбургеров на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке понятна – высока стоимость продуктов, в том числе из-за большой транспортной составляющей.

    Почему среди них оказались северокавказские регионы? Не понятно, насколько о стандартизированном товаре идет речь. "Биг-Мак" в McDonald's - это абсолютно стандартный продукт по всему миру. Под гамбургером Росстатом может пониматься разный по весу и пропорциям ингредиентов продукт, с разными составляющими, разным мясом: в одних регионах это может быть более дешевая курятина, свинина, на Северном Кавказе - более дорогая говядина или баранина.

    Из объективных причин можно назвать:

  • стоимость электроэнергии: на Северном Кавказе она в разы дороже, чем в Сибири;
  • газ в Дагестане намного дороже, чем, например, в Астраханской области;
  • существенно выше стали ставки налогов для малого бизнеса, который в основном занимается фаст-фудом: для северокавказских регионов с их низкими доходами основной части населения это стало особенно чувствительно;
  • издержки нелегальности: в стоимость фаст-фуда включается неформальная плата силовикам, налоговикам, бандитам, чтобы не трогали.
  • Все зависит от того, где нашли гамбургеры в Дагестане. Если пройтись по кафе Махачкалы, то цены там вполне московские. Это может ввести в заблуждение. На самом деле продукты в республике для широкого потребления существенно дешевле, особенно, местного производства. Стоимость шашлыка на Северном Кавказе явно меньше, чем в Москве".

    Мария Иванова, Экономическая экспертная группа

    "Логика у индекса "Биг-Мака" и, если можно так сказать, "индекса гамбургера" на основе данных Росстата - совершенно разная. Индекс "Биг-Мака", который тоже сильно критикуют, опирается на совершенно стандартный продукт, включающий сопоставимые по своим потребительским свойствам компоненты.

    Даже в Москве цены на то, что в разных сетях называется гамбургером, могут отличаться в разы: одно дело – в привокзальной забегаловке, другое - в дорогом ресторане.

    Разница в стоимости гамбургера по российским регионам отражает различия скорее не уровней цен или стоимости жизни, а степень развитости систем общественного питания, фаст-фуда. Разным может быть и спрос: он направлен совсем на другие продукты, не гамбургеры".

    Владимир Бессонов, завлабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста ВШЭ

    "Скорее всего, гамбургеры на Кавказе - это просто редкость, диво дивное, которое никто не ест. Гамбургер - это не наша еда. На Кавказе роль фаст-фуда выполняют совсем другие продукты - шашлыки, кебабы, пироги. Кулинарная культура там высокая.

    Кстати, там и котлета в гамбургере может быть приготовленной на углях. Тогда это совсем другое качество и другая цена. Мясо в гамбургере в Центральной России может быть из замороженных импортных поставок, а на Кавказе - местное, свежее, из барашка.

    Многое зависит от уровня заведения, где предлагается один и тот же по названию продукт. Гамбургер - это слишком нестандартизованное нечто, чтобы его использовать для сравнения уровня цен в регионах.

    Можно предположить, что высокая цена связана с плохим предпринимательским климатом на Северном Кавказе. Но вряд ли в сфере фаст-фуда он там значительно хуже, чем в остальной России".

    Денис Соколов, директор Центра социальных и экономических исследований регионов

    "Очень хотелось бы посмотреть, где они эти гамбургеры увидели в Дагестане, да и в Ставрополье. Для Кавказа - это нишевый, экзотический продукт. Спрос низкий, может, с этим связана и высокая цена. В Махачкале, наверное, гамбургер есть только в ресторане "Бургер Кинг" в центре города, где собирается "золотая" молодежь.

    В Дагестане еда существенно дешевле и качественнее, чем в Москве. Но в Махачкале поесть можно дешевле, чем попить кофе. Кофейни - это для определенной публики. Основной фаст-фуд на Северном Кавказе: курица гриль, шаурма, люля-кебаб, шашлык, плов.

    Высокая цена в Ставрополье может быть связана с тем, что там довольно большое давление денег со всего Северного Кавказа. Там учится много студентов из республик, людей достаточно состоятельных, так как образование в основном платное и недешевое. Рестораны там дорогие. Деньги на Кавказе есть, потому что это, пожалуй, единственное место в стране, где малый бизнес своим трудом, на земле, может их заработать".

     


    Опубликовано Финмаркет
     
    .


    Материалы по теме

     
    Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

    ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

    E-mail:     Код:    

    .
    .