.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
СВЯЗАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
11 декабря 2013 года 11:45
Правительство и АСИ легализуют факторинг
2 |
РИА Новости, Игорь Зарембо
Рекордные масштабы оттока капитала из России не смущают реформаторов из правительства и АСИ, которые намерены легализовать в России операции открытого международного факторинга. Это облегчит жизнь российским экспортерам, даст дополнительный заработок банкирам, но осложнит работу органов, контролирующих трансграничные валютные операции
Москва. 11 декабря. FINMARKET.RU - Операции факторинга - один из самых удобных и популярных инструментов международной торговли. Он предполагают участие в сделке между покупателем и продавцом третьей стороны - банка, который может финансировать производство товаров или услуг продавцом в обмен на уступку этому банку права требования денежной оплаты с покупателя.
Такая схема позволяет продавцу получить проектное, предэкспортное и экспортное финансирование или финансирование под кассовый разрыв, а зарубежному покупателю рассчитываться уже за полученный готовый товар (или услуги), не авансируя расходы на его производство.
В российском Гражданском кодексе есть глава "Финансирование под уступку денежного требования", которая регулирует операции внутреннего факторинга. Международный факторинг у нас, фактически, запрещен валютным законодательством. По закону "О валютном регулировании" валютные операции между резидентами запрещены, а средства от покупателя-нерезидента должны в обязательном порядке поступить на счета продавца-резидента в российском банке.
Экспортеры, не способные привлечь к операциям факторинга зарубежный банк, вынуждены строить схемы исключительно в форме кредитования с залогом в виде права денежного требования. При этом ответственность за просрочку платежей либо неоплату поставок по любой причине (недопоставка, нарушение сроков поставки, рекламации к товару от нерезидентов и пр.) полностью возлагается на самого экспортера. Такая схема, называемая "конфиденциальным" или "закрытым" факторингом, противоречит Конвенции Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) "О международном факторинге".
Легализация факторинга
Полную легализацию в России операций открытого международного факторинга обеспечат небольшие поправки к закону "О валютном регулировании и валютном контроле", подготовленные Агентством стратегических инициатив. С их содержанием ознакомился "Финмаркет". Таким образом страна фактически полностью выполнит положения Конвенции, даже формально не присоединяясь к ней.
Более того, легализация международного факторинга избавит наших импортеров от необходимости пользоваться услугами зарубежных финансовых организаций, а также схемами "закрытого" факторинга, противоречащего Конвенции. Заодно экспортеры получат в рамках факторинговых договоров полугодовую отсрочку на получение валютной выручки. Законодательную инициативу, по информации "Финмаркета", в четверг предполагается рассмотреть в рамках АСИ.
Законопроект не только открывает рынок международного факторинга для российских банков. Он работает на "повышение конкурентоспособности российской экспортной продукции по критерию расчетов, снижение зависимости экспортеров от риска неплатежеспособности покупателей-нерезидентов, развитие инфраструктуры международных расчетов по внешнеэкономическим договорам, увеличивает доступность современных финансовых инструментов для экспортеров несырьевого сектора, включая малые и средние предприятия", заверяют авторы в пояснительной записке.
Цена вопроса
В рабочей группе по созданию Международного финансового центра (МФЦ) "Финмаркет" заверили, что не имеют отношения к законопроекту. "Это какой-то параллельный процесс". Но это не значит, что они возражают против инициативы, добавил источник в рабочей группе. Ратификация Конвенции УНИДРУА предусмотрена "дорожной картой" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденной правительством в июне 2012 года. Соответствующие предложения правительство должно было подготовить в декабре 2012 года.
На едином портале проектов нормативных актов в конце ноября появился другой правительственный законопроект, легализующий международный факторинг в России. Его разработчик - Минфин. В нем кроме поправок в закон "О валютном регулировании" и КоАП предлагается дополнить Гражданский кодекс отдельной статьей "Факторинг".
Несмотря на все препятствия, рынок факторинга в России бурно развивается. По данным Ассоциации факторинговых компаний, доходы от этого вида деятельности основных российских факторов составили по итогам 2012 года почти 16 млрд руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2011 году. В этом году есть все основания ожидать удвоения рынка, то есть достижения им почти $1 млрд. Обороты уже по итогам девяти месяцев 2013 года превысили 1,3 трлн руб.
Проблемы для налоговой
Эксперты согласны с пользой предложенных инициатив для российских экспортеров. Но говорят о неизбежности усложнения работы для контролирующих органов.
Давая возможность получать экспортную выручку за поставленные за рубеж товары или услуги непосредственно на счета банков, задействованных в рамках договоров международного факторинга, законопроект усложняет жизнь госорганам, контролирующим трансграничные валютные операции. Потребуется разграничение полномочий федеральных органов власти, ответственных за реализацию валютного контроля в банковской и нефинансовой сфере.
В частности, законопроект предполагает поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые освобождают экспортера от ответственности, если валютная выручка поступила на его счета или на счета банка-резидента, участвующего в схеме международного факторинга, в течение 180 дней с даты, предусмотренной внешнеторговым договором. Сейчас валютная выручка обязана поступить не позднее даты, предусмотренной договором.
Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний
"У нас были замечания к законопроекту Минфина по международному факторингу. С нашей точки зрения, поправки к Гражданскому кодексу не нужны. С ратификацией Конвенции УНИДРУА (соответствующий законопроект есть в правительстве) все нормы международного факторинга появятся в нашем законодательстве. К тому же специальные нормы о договоре факторинга, соответствующие основным положениям Конвенции, предусмотрены в новой редакции Гражданского кодекса, принятой Госдумой в первом чтении в апреле 2012 года.
По поправкам к закону "О валютном регулировании" тоже есть замечания: редакция Минфина не учитывает все особенности факторинговых и экспортных операций, таких как торговые диспуты или рекламации по причине несоответствия качества, ассортимента, номенклатуры, количества и других свойств передаваемых товаров, услуг, а также возвращение права требования (факторинговый регресс).
180 дней - стандартный срок, устанавливаемый с момента неисполнения обязанности. Он закреплен в "Общих правилах международного факторинга" (General Rules for International Factoring - GRIF), разработанных международными факторинговыми ассоциациями International Factors Group (IFG) и Factors Chain International (FCI), и применяемых наравне с Конвенцией УНИДРУА по международным факторинговым операциям".
Эдуард Савуляк, директор московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U.K.
"Даже не сомневаюсь, что поправки пролоббировали наши крупнейшие импортеры и банкиры. Именно они от них и выиграют. Говорить о том, что что-то потеряет бюджет - не приходится. Суть факторинга в том, чтобы экспортер получил деньги раньше, чем предусмотрено договором. Поэтому, по идее, оборачиваемость денежных средств у экспортеров должна будет вырасти. А за ними - и налоги, и сборы, и платежная дисциплина.
Другой вопрос, что банки и факторинговые компании будут работать, в первую очередь, с "крупняком". Поэтому говорить про то, что эта мера здорово поможет мелким и средним предпринимателям - особенно не приходится. Более мелкие компании могут "вклиниться" с эту схему, только если у них будут прямые контракты с крупными и именитыми зарубежными поставщиками.
Для всех тех, кто работает через цепочку посредников и т.д. - ничего не светит. Правда, по этой же причине, не стоит беспокоиться, что появится новый канал "вывода денег за границу" - банки и факторы не станут собирать себе на баланс нереальную задолженность".
Иван Хаменушко, старший партнер юридической компании "Пепеляев Групп"
"Очень хорошее дело, которое надо было сделать давно.
Администрирование это, наверное, осложнит: новые параметры контролировать всегда лишняя работа. Но не понятно, вообще зачем мы мучаемся с этим возвратом валютной выручки. Ответ - для порядка. Так удобнее считать платежный баланс. Выручка, зачисленная в стране, может быть в тот же день вывезена обратно. Вся репатриация выручки нужна только для облегчения контроля. Но его облегчили настолько, что теперь трудно проконтролировать выполнение правил репатриации. Требование о возврате выручки стало анахронизмом.
Не уверен, что это помогает налоговому контролю: кассовое зачисление выручки для налоговых органов - десятое дело; все считают по начислению. Для бюджета эта ситуация абсолютно нейтральна.
Смысл факторинга в том, чтобы экспортер получил деньги. От кого он их получит - совершенно не важно. Он с удовольствием отдал бы эту функцию профессиональным сборщикам долгов. Какая-нибудь африканская или венесуэльская компания задолжала за продукцию, или судиться с ней до посинения или продать долг. Сейчас наше законодательство не запрещает продавать долг, но только за разницу между полученной суммой и номиналом ты по-прежнему отвечаешь штрафом.
Уплата налогов в этой ситуации - отдельная страшная сказка. Будет налоговой службой признаваться или нет разрыв между номиналом долга и полученной суммой".
Опубликовано Финмаркет
.
Материалы по теме
- Таможенники не стали упрощать жизнь бизнесу
- В Кремле планируют создать свой Doing Business регионов
- Путин пригрозил отправить Медведева вслед за Кудриным
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Крис 12.12.2013
Репатриация выручки при экспорте - анахронизм тоталитарных государств вообще-то.Нигде в мире такого условия нет, даже для экспорта сырья. Что произведено в стране, уже дало налоги, рабочие места и социальную инфраструктуру территории (рабочие не только работают). Вывоз произведенной в стране продукции путают с вывозом капитала при закупке импортных товаров только у нас
Irina 11.12.2013
Либерализация валютного законодательства всегда осуществлялась трудно. Армия консерваторов в аппаратах контроля и надзора, нежелание развиваться в сфере международных Правил и Конвенций, остутствие квалифицированного персонала по отдельным видам общепринятых в банковском обороте операций на многие годы задержали современное и своевременное развитие банковской сферы, в частности, внешнеэкономическое развитие предприятий и организаций, предпринимательства России в целом.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.