- Динамика инвестиций в разведку и разработку новых месторождений во всем мире совпадала с динамикой цен на нефть. Так было и в России.
- Тренд лишь немного изменился в прошлом году: цены на нефть не выросли, а доля инвестиций в основной капитал на добываемый баррель нефти выросла на 16%. Частично это произошло за счет инвестиций "Лукойла" в Ираек. Но и без их учета рост составил 12%.
- Рост инвестиций связан с реформой российского налогового законодательства. C октября 2011 года в России был введен налоговый режим "60/66": налоговая нагрузка снижается на сырую нефть за счет увеличения нагрузки на нефтепродукты.
- Это увеличило прибыльность компаний на $6 млрд при условии, что цены на нефть составят $100 за барр. Налог на добычу природных ископаемых снизил прибыльность до $4,8 млрд в 2012 года и до $2,5 млрд в 2013 году при тех же $100 за барр.
- Российские нефтяные компании увеличили свои инвестиции в добычу в 2012 году на $5,4 млрд, что почти соответствует тому, что они выиграли от налоговой реформы. Данные за первые пять месяцев 2013 года говорят о росте инвестиций на 9%, или $3,3 млрд.
- Налоговая реформа дала некоторую передышку нефтяному сектору. Но это не разрешит всех его проблем. Помогло бы введение налога на прибыль, но управлять в этой ситуации сектором будет сложно.
- Могут сыграть свою роль и налоговые льготы для месторождений, где сложно добывать нефть. Но оценить совокупный эффект от них на отрасль очень тяжело. Благодаря подобным льготам компании смогут разрабатывать менее богатые нефтью месторождения или месторождения, где нефть сложно добывать. В долгосрочной перспективе может быть экономически выгодно разрабатывать Баженовское месторождение - одно из самых крупных месторождений в мире.
- В 2012 году добыча на старых месторождениях не изменилась. Хотя модель банка HSBC показывает небольшое снижение - на 1%. Снижение темпов сокращения добычи связано с ростом темпов бурения и количества новых скважин, правда часть из них может оказаться неприбыльными.
- С начала 2013 года добыча на старых месторождениях снизилась на 1,3% - это на 30% меньше, чем прогнозирует модель HSBC. Эффект от налоговых льгот сойдет на нет, как только добыча начнет сокращаться, согласно прогнозу модели банка.
- Таким образом, налоговая реформа привела к тому, что было добыто дополнительно 9-11 млн метрических тонн в год. Но этот эффект был краткосрочным и уже в этом году он начал сходить на нет.
- Уровень замещения текущей добычи доказанными резервами в прошлом году вырос до 108%. За последние пять лет значение этого показателя составило 91%, а за семь лет - 97%. Рост показателя был спровоцирован ростом добычи на новых месторождениях в Восточной Сибири: в итоге, выросли запасы технологически извлекаемых резервов.
- В последние годы главным драйвером роста добычи были новые месторождения, однако при этом добыча на старых месторождениях сокращалась.
- Некоторое снижение добычи нефти в России можно будет увидеть в 2014 году. Тогда будет небольшой перерыв в запуске новых месторождений. При этом ни одно из них не сравниться с Ванкорским или Приобским месторождениями "Роснефти".
- У России просто больше нет крупных месторождений, которые могли бы компенсировать снижение добычи в ближайшие десятилетия.
- Добыча нефти в России достигнет своего пика в 2018-2019 годах. В 2016-2017 годах добыча будет расти на 2%, если серьезно не сократиться добыча на старых месторождениях.
- При этом новые месторождения будут получать различные льготы. А это значит, что добыча нефти, если учесть ту, что полностью облагается налогами, до 2020 года не будет расти.
- Темпы роста добычи нефти в России после 2020 года спрогнозировать достаточно сложно. Причина в возможном сокращении добычи с новых месторождений. Это случится, если предположить, что крупных открытий в ближайшие пять лет не будет.
- К 2025 году Россия должна понять, как увеличить добычу нефть на 40 млн м.т в год - столько нефти будет не доставать из-за оскудения старых месторождений.
- Большинство из месторождений были открыты в советское время. Сейчас компании открывают порядка 30-40 новых месторождений в год. Но в среднем их резервы оцениваются в 10 млн м.т. в год - это 67% уровня замещения.
- Налоговые льготы, возможно, помогут избежать падения. Но из-за них сократится количество нефти, полностью облагаемой налогами.
- Тяжелая нефть менее прибыльна, чем обычная. Это предполагает существенно снижение налоговой нагрузки на подобные месторождения, чтобы добыча была выгодной.
Бюджету придется искать новые источники доходов Сокращение налоговых поступлений от добычи и продажи нефти может ударить по бюджету, и так страдающему от сокращения иных поступлений. Из-за роста расходов бюджет с 2010 года балансируется при цене нефти больше $100 за барр против $50 в 2008 году. Доходы от налогообложения нефтегазового сектора сейчас составляют 50% всех доходов бюджета. Минфин предлагал простое решение: увеличить налоговую нагрузку не нефтегазовый сектор. Но эти предложения не нашли поддержки - это приведет к падению добычи. В HSBC прогнозируют, что в 2020-2025 годах добыча нефти из традиционных источников снизится на 13%. Если цены на нефть останутся на этом же уровне, то доходы бюджета могут снизиться $20 млрд. В банке предложили несколько способов восполнить недостачу налоговых поступлений.
- Увеличить налоги на газовый сектор. От газа зависят порядка 10,5% доходов федерального бюджета от продажи энергоресурсов в 2012 году. Однако на "Газпром" есть косвенный налог: внутри страны он поставляет газ по меньшим ценам.
- В 2013-2020 годах "Газпром" будет инвестировать порядка $2,8 млрд в год в разработку новых месторождений и строительство трубопроводов. Если инвестиции в развитие Ямала и строительство трубопровода будут больше, то и "Газпрому" придется больше вкладываться.
- Однако даже с учетом инвестиций "Газпрома" маржа прибыли до налогообложения EBITDA у корпорации остается в два раза выше, чем у его собственной нефтяной компании. Это означает, что налоговую нагрузку на "Газпром" можно повысить, но не раньше, чем в 2017-2020-х годах с учетом инвестиционного плана корпорации.
- Увеличить дивиденды госкомпаний. Правительство получает доходы не только в виде налоговых поступлений, но и в виде дивидендов от "Газпрома", "Роснефти", "Зарубежнефти" и "Транснефти". Это может стать источником для роста доходов. В 2012-2013 годах доходы от дивидендов выросли на 50-100%, но это произошло за счет других источников. Рост дивидендов в будущем сильно зависит от инвестиционных планов компаний.
- Забрать деньги у "Транснефти". Еще одним источником доходов бюджета станут поступления от "Транснефти". Вот-вот завершится строительство крупнейших проектов компании. В 2012 году финансовый поток компании впервые с 2005 года стал положительным. До 2018 году прибыли компании составят порядка $0,7 млрд в год, а затем утроятся после завершения строительства трубопроводов на Восток. Правительство может повысить требования по выплате дивидендов к "Транснефти" или же снизить тарифы, что поможет снизить нагрузку на нефтяные компании. В HSBC предпочитают второй вариант. Финансовый поток "Транснефти" может стать хорошим источником для финансирования инвестиций в новые месторождения.
- Увеличить налоги на нефтепереработку. Бюджет также можно пополнить за счет введения налогов на нефтепереработку. К 2017-2018 годам компании, занимающиеся нефтепереработкой, закончат инвестиционные циклы: тогда должна резко вырасти доходность таких вложений. Однако рост налоговой нагрузки возможен и до окончания этого периода. В таком случае для самых слабых компаний возможны налоговые льготы.
Российской нефтянке нужен налог на прибыль Российская система налогообложения нефтяной отрасли становится только усложняется. В следующем году уровень сложности снова вырастет: начнут работать много мелких месторождений, где добывается тяжелая нефть, - они получат налоговые льготы.
- Налоговые льготы не касаются множества неприбыльных или чуть менее прибыльных месторождений.
- Многие месторождения, на которые распространятся льготы, могут остаться неприбыльными, например, из-за слишком вязкой нефти, небольшого размера резервуара или неразвитой транспортной инфраструктуры.
- Лучший способ разрешить множество проблем российского нефтяного сектора - ввести налоговая систему, в основе которой лежит налогообложение прибыли. Однако пока это вряд ли возможно - правительство не хочет терять контроль над отраслью.
- Правительство уже инвестирует в разработку месторождений нефти, находящихся на прибрежных территориях, а также в инфраструктуру. Инвестиции в разработку месторождений, находящихся на суше, в том числе старых месторождений, также заслуживает внимания государства, уверены в HSBC.