.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Торможение экономики не заставит банки снижать ставки по кредитам
.

27 августа 2013 года 09:05

Торможение экономики не заставит банки снижать ставки по кредитам

 0  
РИА Новости, Александр Алпаткин
РИА Новости, Александр Алпаткин
Обзор российской прессы: по скорости строительства жилья Россия заняла второе место в Европе, по обеспеченности жильем - одно из последних мест; кредиты на отечественные машины обслуживают хуже, чем на иномарки; Минфин предлагает отказаться от ж/д субсидий на дальних расстояниях;
Банки готовы к стагнации

Банкиры не испугались нового прогноза Минэкономразвития по темпам экономического роста. Они уже давно столкнулись с падением спроса на кредиты, но ставки снижать не собираются, пишут "Ведомости".

Минэкономразвития резко снизило прогноз темпов экономического роста на 2013 г. — до 1,8% против 2,4%. Для банкиров это сюрпризом не стало. Еще год назад они констатировали: компании меньше обращаются за кредитами, предпочитая обходиться собственными средствами или займами с рынка. Поэтому банки переключились на розничных клиентов. Население пока активно занимает. По данным ЦБ, розничный кредитный портфель в июле вырос на 2,8% до 9 трлн руб.

"Резкого ухудшения не будет — банки обычно страдают от резких или шоковых изменений на рынках, как в 2008-2009 гг. при резком сжатии экономики. Сейчас же действительно идет торможение роста экономики, что приведет к снижению кредитной активности, но резкого ухудшения качества активов не будет", — спокойна первый вице-президент Газпромбанка Екатерина Трофимова. Риски стагнации уже давно включены в бизнес-планы, соглашается зампред правления "Нордеа банка" Михаил Поляков.

При этом не стоит ждать, что изменение спроса на кредиты как-то повлияет на ставки в экономике: прямая связь между ними «очень незначительна. Банки являются посредниками. "Поэтому если у экономики не будет спроса на кредиты, банки снизят темпы привлечения ликвидности", - отмечают представители банковского сообщества.

Поляков полагает, что ставки могут снизиться лишь для крупнейших качественных заемщиков. При стагнации конкуренция за таковых будет расти. Для среднего бизнеса ставки сохранятся, а для малого, скорее всего, даже повысятся.

В нынешней ситуации локомотивом роста для банков могут стать розничные клиенты. Но и в этой сфере необходимо быть осмотрительным

В банковском секторе экономическое замедление скажется прежде всего на качестве активов, отмечают в

Standard & Poor’s. Причем ухудшение качества будет как по корпоративным кредитам, так и по розничным, но в рознице даже сильнее.

Стимулы для чиновников

Госдума, по информации "Независимой газеты", готовит ряд поправок в Уголовный и Административный кодексы, наказывающие чиновников за неисполнение указов президента. В сентябре нижняя палата рассмотрит концепцию усиления ответственности правительства за невнимательное отношение к поручениям главы государства. Как стало известно газете, исполняемость указаний президента Владимира Путина находится на уровне 30%. Тем временем чиновники отчитываются об исполнении поручений главы государства по большей части ведомственными распоряжениями, программами и обещаниями россиянам райской жизни к 2025 году.

"Статистика выполнения президентских поручений, которую предоставляет само правительство, чрезвычайно оптимистичная, прямо радужная. Но реальное положение дел, по данным Главного контрольного управления президента, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Картина не улучшается, а даже ухудшается", - отмечает "НГ".

Сегодня авторы концепции размышляют о включении в документ уголовной ответственности, поскольку речь идет не просто о манкировании чиновниками своими обязанностями. Частью уголовной ответственности может быть лишение воинских званий, запрет на профессию на какое-то время, лишение чиновников классных чинов. Речь идет не о мордовании конкретных чиновников правительства, а о повышении их ответственности.

Обойти запрет на вклады банкам будет сложнее

Сужать понятие привлекаемых банками средств населения только до вкладов, исключая другие счета физлиц, неверно, написал ЦБ своим подразделениям. Это попытка закрыть лазейку, позволяющую банкирам привлекать средства граждан в обход запрета на такие операции. Эффективнее была бы уголовная ответственность за махинации, считают участники рынка, мнение которых приводит "Коммерсантъ".

О получении письма от отделений ЦБ с разъяснением того, что считать вкладом, "Ъ" сообщили сразу в нескольких банках. Документ крайне лаконичный, говорят банкиры. "Доводим до сведения банка подход Банка России в целях его использования при определении банком политики по вопросам привлечения вкладов физлиц. А именно: понятие "вклад" включает в себя не только объем привлеченных на срочные счета вкладов, но и счета до востребования, включая текущие счета физлиц",— цитирует письмо один из них.

Основная цель документа — разъяснить теруправлениям ЦБ порядок применения такой меры воздействия, как запрет на вклады. После появления разъяснений центрального аппарата, в которых до главков фактически доведена формулировка запрета, списать неполные запреты на "кругозор" будет сложнее, считают банкиры. Но "гораздо лучшим контролером была бы реальная уголовная ответственность за махинации и за фальсификацию отчетности", считает один из банкиров.

Россия быстро строится, но медленно обустраивается

В прошлом году Россия заняла 2-е место в Европе по удельному числу построенных квартир. В 2012 г. в нашей стране было построено 5,8 квартиры на 1000 жителей; это на 75% выше среднего показателя для 27 европейских стран — 3,3 квартиры. Впереди — только Франция: 7,8 квартиры. Таковы результаты исследования "Индекс недвижимости", проведенного консалтинговой компанией Deloitte, которая изучила данные служб статистики 12 европейских стран и России, на которые ссылаются "Ведомости".

Став лидером в процессе строительства, Россия сильно отстает от Европы в его результатах — обеспеченности жильем. У нас она составляет 425 квартир на 1000 жителей. Меньше только в Польше (357 квартир) и Бельгии — 398, а среднеевропейский показатель — 473,6 квартиры.

Получается, чтобы достичь нынешнего среднеевропейского уровня обеспеченности, Россия должна построить почти 7 млн квартир (473,6 минус 425 умножить на 143 000). При сохранении прошлогодних темпов строительства на это уйдет больше восьми лет, отмечают "Ведомости".

Россия, может, и достигнет среднеевропейского уровня, а вот Московский регион — вряд ли, замечает руководитель аналитического центра корпорации «Инком» Дмитрий Таганов: из-за притока мигрантов его население быстро растет.

Кредиты на отечественные машины обслуживают хуже

По данным на 1 августа 2013 года объем просроченной задолженности по автокредитам достиг 41,1 млрд рублей, увеличившись за год более чем на треть (точнее, на 34,3% — 30,6 млрд рублей). Объем просрочки сейчас составляет 6% от совокупного портфеля автокредитов в сравнении с 5% по состоянию на 1 августа 2012 года. Объем безнадежных долгов на 1 августа 2013 года достиг 25,6 млрд рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 80%, пишут "Известия", ссылаясь на исследование компании "Секвойя кредит консолидейшн".

Ускорение роста просрочки по автокредитам связано в первую очередь с кредитной экспансией и повышением уровня закредитованности населения, отмечают аналитики. Такая же ситуация характерна и для рынка розничного кредита в целом: темп роста просрочки повысился с минимума в 2%, достигнутого 1 декабря 2012 года, до 26,9% на 1 августа 2013 года.

Большая часть просрочки приходится на отечественные автомобили, поскольку их владельцы зачастую — это люди с нестабильным уровнем дохода или те, кто получает большую часть зарплаты "в конверте", надеясь, что за время выплаты кредита (в среднем 3–5 лет) их заработок не снизится и за желанный автомобиль удастся заплатить в полном объеме. Однако нередко они теряют работу, попадают в трудную финансовую ситуацию и в результате не могут своевременно вносить платежи по ссуде.

Коллекторы уверены, что уже в 2014 году объем просроченных автокредитов удвоится и достигнет отметки в 80 млрд рублей, даже не взирая на падение продаж автомобилей.

РЖД оставят без субсидий

Министерство финансов РФ предлагает отменить субсидирование железнодорожных перевозок пассажиров в плацкартных вагонах на маршрутах протяженностью более 1,5 тыс. км, пишет газета "Ведомости" со ссылкой на проект доклада об эффективности расходов федерального бюджета, который ведомство планирует представить президенту Владимиру Путину в сентябре.

"Дело в том, что на таких больших расстояниях пассажиры меньше пользуются поездами, предпочитая самолеты", - объясняют авторы доклада. Если субсидии сократятся, пассажиры еще чаще будут пользоваться самолетами на расстояниях более 1,5 тыс. км. За таких пассажиров будет соревноваться больше авиакомпаний, а конкуренция между ними обеспечит снижение стоимости поездок, отмечают эксперты.

Еще одно предложение Минфина - изменить механизм расчета субсидии для авиаперевозок: выплачивать ее не на пассажира, а на рейс целиком. Срок предоставления такой субсидии - 2 года.

Также Минфин предлагает передать региональным властям субсидирование пригородных пассажирских перевозок. Сейчас расходы несет федеральный бюджет. В 2014 г. из него может быть выделено 24,4 млрд руб., в 2015 г. - 5,9 млрд руб.


Опубликовано Финмаркет
 

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.