- Целевые индикаторы исполнения президентских зарплатных указов установлены на каждый конкретный год распоряжением правительства №2190-р в ноябре 2012 года.
- Основная тяжесть их исполнения ложится на бюджеты субъектов федерации и муниципалитетов.
- Многие регионы даже по итогам первой половины 2013 года так и не достигли показателей, установленных на конец 2012 года.
- Почти везде растут зарплаты у "трудовиков" - преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профобразования. Поставленные на 2012 и даже на 2013 год задачи не выполнила только Северная Осетия.
- Показатель "зарплаты научных работников", пониженный по сравнению с прошлым годом, на 2013 год смогли достичь только 18 регионов.
- Главна проблема - зарплата работников детских садов. Сейчас эти учреждения начального образования находятся преимущественно на балансе муниципалитетов, и они в 14 регионах не смогли довести доходы воспитателей до уровня, требуемого на конец 2012 года - 80% от средней в сфере общего образования на территории субъекта.
- Всего на 1 июля 2013 года в пяти регионах не достигнуты показатели по пяти нормативам (из 11-ти), установленным на конец 2012 года: в Вологодской области, Чечне, Татарстане, Якутии и Красноярском крае.
- Полностью справились с прошлогодним заданием президента тоже всего пять регионов: Калужская, Самарская, Новосибирская области, Пермский край и Ненецкий округ.
- Чечне и Якутии нужно тянуться сразу по восьми показателям, еще девяти регионам - по семи, 14 регионов недофинансируют зарплаты по шести категориям бюджетников.
Демонстративным выглядит неисполнение указов президента в Москве. В столице до сих пор не достигнуты целевые показатели 2012 года по четырем категориям бюджетников: для научных сотрудников, врачей, работников дополнительного и дошкольного образования. До конца года нужно заметно подтягивать до требуемого президентом уровня зарплаты работникам столичных вузов и младшему медперсоналу. По четырем "зарплатным" показателям из 11-ти Москва входит в пятерку аутсайдеров.
Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) "Не по всем категориям бюджетников претензии нужно предъявлять регионам. Очень немногие из них имеют собственные вузы (в Москве всего четыре штуки), научные институты. В этом случае все претензии должны быть к федеральному центру, Минобрнауки. Поэтому сейчас судорожно сливают вузы, укрупняют, сокращают преподавателей, чтобы поднять зарплату значительно меньшему числу. Критически важны для режима - учителя и врачи, может быть, средний медперсонал. Это самые многочисленные категории занятых, то есть электората. Медсестры, дошкольные воспитатели, культура, соцработники - им будут повышать в последнюю очередь. И отставание по ним будет, потому что в бюджетах нет денег. За это их не убьют. Дефицит региональных бюджетов по сравнению с прошлым годом вырос в восемь раз. Долги составляют четверть собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов. Сейчас региональные чиновники ходят по кабинетам Минфина и администрации президента и вышибают деньги. Если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, то будет бюджетный маневр, и регионам что-то добавят. Но пока их заставляют искать внутренние ресурсы. Рубят в первую очередь все инвестиционные расходы. Степень выполнения "зарплатных" указов зависит, во-первых, от уровня бюджетной обеспеченности. Не удивительно, что среди аутсайдеров много регионов с сильно развитой металлургией: у них бюджетные доходы просели сильнее всего. Во-вторых, реформирована или нет социальная сфера. Реформа - это уже успели или нет порубать, сократить число занятых. В указах говорится об увеличении зарплат бюджетникам к средним по регионам. Они отличаются почти в пять раз (по итогам мая 2013, от 15,8 тыс. руб. в Мордовии до 73,1 тыс. руб. в Ямало-Ненецком АО - "Финмаркет"). В Москве (57,3 тыс. руб.) и Санкт-Петербурге (36,3 тыс. руб.) весьма высокие средние заработные платы. Догнать их бюджетникам очень сложно. Но к концу года - догонят. Пока же перед выборами в Москве другие приоритеты - на ЖКХ держат тарифы, благоустройство, транспорт. Каждый глава региона выбирает для себя приоритеты: влезть в дефицит или не исполнять указы. Это называется тонкое административное чутье - где уже бить будут, а где не очень. С Чечней - все понятно, это не Россия: не хотят - не делают. Да и статистика на Северном Кавказе часто очень веселая. Уровень недовольства в регионах никак не связан со степенью исполнения президентских указов. Не все получают эту самую среднюю зарплату. Обычно зарплата главврача районной больницы в пять раз выше средней по больнице. За счет этого на приличный уровень вытягиваются зарплаты всех врачей. Двукратное повышение к средней по региону зарплате для врачей - это немыслимо. При подсчетах будет использована "большая химия". Почти все медработники сидят на двух ставках, то есть двух зарплатах. Считаться будет весь фонд оплаты труда, деленный на число реально занятых". Галина Курляндская, Центр фискальной политики "Когда повышается зарплата в бюджетной сфере, то средняя заработная плата тоже повышается. Несчастные регионы как за хвостом своим бегают, не способные выполнить это поручение президента. Их планы повышения зарплат бюджетникам зависят от ожидаемого роста средней зарплаты. Сейчас же рост зарплаты почти во всех секторах экономики опережает самую смелую динамику. Особенно, в Москве. И в том числе, потому что жуткий рост зарплаты в бюджетном секторе. У моего внука в школе бухгалтер на собрании заявила, что средняя зарплата учителей у них достигла 120 тыс. руб. в месяц. Чтобы как-то удержать работников, приходится повышать зарплату и частному бизнесу. В экспертном совете при правительстве уже обсуждается изменение методики подсчета уровня средней зарплаты бюджетникам. У учителей укороченные рабочий день, большие отпуска, в сельской местности - куча льгот по оплате электричества и другим коммунальным платежам. Если все эти льготы перевести в денежный эквивалент, то уровень зарплаты у них окажется существенно выше. Отрыв от средней по региону у многих бюджетников совсем небольшой. В бюджетной сфере на вторую половину года приходятся доплаты, тринадцатые зарплаты. Нагрузка больше, а с бюджетами становится все хуже. На самом деле, кончится это тем, что скоро скажут: указы президента на самом деле выполнены. Останется подтянуться нескольким отстающим регионам". Алексей Титков, политолог, Высшая школа экономики "Пенсионеры и бюджетники были электорально очень важны для бывшего мэра Юрия Лужкова. Политика Сергея Собянина в образовании и здравоохранении жестче лужковской: отмена надбавок, оптимизация, слияние. Для него важнее метро, благоустройство. Но догнать зарплату бюджетникам в Москве до средней или даже двух средних по региону - было бы большой сложностью при любом мэре. Видимо, это вопрос политических соглашений. Политический вес Собянина позволяет ему не очень смотреть на социальные приоритеты главы государства. Тем более, не понятно, насколько это является приоритетом для президента в межвыборный период: прошлые выборы можно забыть, следующие - не скоро. Поэтому и появляется такая гибкость исполнения. Самый простой способ следить за политической актуализацией - по стенограммам открытой части встреч президента с главами регионов: учителей и врачей там сейчас нет. О необходимости поднять престиж учителя заговорят ближе к следующим выборам".