- Почти 15% украинского импорта в Россию составили железнодорожные вагоны и локомотивы, а также запчасти к ним; их мы закупили на $2,7 млрд;
- Еще 14% - различный стальной металлопрокат, заготовки из него ($2,4 млрд);
- 13% пришлось на реактивные, турбовинтовые и прочие двигатели, газовые турбины, насосы и компрессоры;
- 7% составило электрооборудование, преимущественно трансформаторы;
- Ровно 6% - стальные трубы и крупные металлоконструкции из черных металлов;
- 5% пришлось на сырую нефть и нефтепродукты.
- Относительно близкими к потребительским товарам, которые Украина поставляет в Россию, можно считать изделия из бумаги и картона: в импорте с Украины их доля составила чуть менее 4% (только украинских обоев мы закупили почти на $270 млн);
- Украина является важнейшим поставщиком шоколада на российский рынок: в 2012 году какао и изделий из него было закуплено почти на $450 млн (2,5% российского импорта с Украины);
- Более чем на $300 млн украинских сыров съели в прошлом году россияне;
- $290 млн мы потратили на закупки украинского пива, вин и водки;
- $230 млн - мяса (говядины, свинины, птицы);
- Почти на $2 млн мы купили на Украине пчел.
Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ "Такие шаги российской стороны выглядят очень странно. Это беспрецедентные меры. Весь экспорт приостанавливают только если есть опасность перенесения каких-то опасных болезней, радиоактивного заражения. Не хочется, но приходится искать этому политические соображения. Это может быть связано со старым спором между Россией и Украиной о цене на газ и об условиях его транспортировки. А самым серьезным основанием, на что намекал президент Владимир Путин в ходе недавнего визита в Киев, является намерение Украины в ноябре подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Для Москвы это очень неприятная вещь. Напрашивается предположение, что она пытается таким жестким образом дать понять Киеву, что экономические интересы Украины - на российском рынке, и Брюссель вас не спасет. К сожалению, если за этим стоят политические соображения, Москва может временно наплевать на собственную экономическую выгоду, на то, что у нас с Украиной большое положительное сальдо в торговле, которое мы можем потерять. Для Украины задержки в экспорте в Россию довольно ощутимы. За I половину 2013 года по украинской статистике на Россию пришлось более 25% всего экспорта страны. Очень многие украинские предприятия почти полностью завязаны на российский рынок. Все это может привести к увеличению дефицита платежного баланса Украины. Надеюсь, с Украиной у нас дело не зайдет так далеко, как в свое время с Грузией. Тогда Россия еще не была членом ВТО. Теперь и мы, и Украина (она тоже член ВТО), связаны более строгими правилами и нормами поведения. Пока таможня не выходит за рамки правил: выгружать и досматривать грузы позволяется. Если это политический жест, то долго он не продлится. Для того, чтобы показать, какой серьезный урон украинской экономике способно нанести закрытие для нее российского рынка, достаточно нескольких недель". Антон Данилов-Данильян, сопредседатель "Деловой России" "Не думаю, что эта история имеет политическую подоплеку. Таможня у нас за короткое время отмечается второй раз. Недавно они отменили книжки TIR (в августе ФТС решила отказаться от использования международных книжек TIR, которые гарантировали таможенные платежи. В России гарантом по ним является авторизованная Международным союзом автомобильного транспорта Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП). В ФТС считают, что с 1996 года она задолжала бюджету свыше 20 млрд руб. Теперь гарантии таможенных платежей должны предоставлять национальные банки. По требованию участников внешнеторговой деятельности использование книжек TIR было продлено на месяц до 13 сентября - "Финмаркет"). Действия наших таможенников на российско-украинской границе говорят о том, что они решили посмотреть, где у нас самые существенные недоборы при импорте и заткнуть именно эти дырки. Похоже, это попытка решить проблему наполнения российского бюджета. Ущерб будет зависеть от масштабов проблемы. Если эта история затянется и превратится в очереди на пропускных пунктах, то это будет скандалом. Ситуация будет быстро исправлена. Если очереди нарастать не будут (например, таможенники перебросят на границу дополнительные силы), то контроль на границе станет более качественным. Какая-то часть "серого" импорта станет "белым" или начнет путешествовать через Белоруссию. Представить, что у нас прекратится импорт из Украины - невозможно. Да и длительный таможенный досмотр - это еще не означает приостановку импорта. Это только увеличение потерь времени. Такой крик, поднятый на Украине, возможно, связан с тем, что кто-то занимался "серым" импортом и теперь опасается, что более жесткий контроль прекратит этот выгодный бизнес".