- Из распространенной презентации министерства следует, что основной мерой, увеличивающей расходы бюджета ПФР, является повышение пенсий за выработку сверхнормативного стажа. Это обойдется ПФР в 2015 году в 105 млрд руб.; в 2020 году - в 202 млрд; а к 2030 году расходы вырастут на 255 млрд руб. в год.
- Правда, тот же отказ от назначения пенсии в общеустановленном возрасте (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и продолжение ими трудовой деятельности в течение еще пяти лет даст возможность ПФР экономить на выплатах пенсий этим добровольцам-"сверхсрочникам" 1,3 млрд руб. в 2015 году, 16,5 млрд - в 2020 и 31 млрд руб. ежегодно к 2030 году.
- Основными мерами, увеличивающими доходы пенсионной системы, будут повышение взносооблагаемого по ставке в 22% (только в ПФР) предела годового заработка с нынешних 1,6 до 2,3 средних размеров зарплат в стране (в результате облагаемая по обычной ставке годовая зарплата увеличится с нынешних 568 тыс. руб. примерно до 1 млн руб.) и сокращение льготных категорий пенсионеров (экономия 16 млрд - в 2015 году; 101 млрд - в 2020 году и 238 млрд - в 2030 году).
- Но основной эффект для бюджета даст изменение механизма индексации фиксированных выплат. Сейчас это делается по росту средней заработной платы по стране (но не ниже инфляции). Предлагается в дальнейшем гарантировать индексацию пенсий просто не ниже инфляции. В результате годовая экономия бюджета ПФР к 2030 году, по расчетам Минтруда, достигнет 2,7 трлн руб.
- Дополнительные проблемы новая пенсионная формула создаст для тех, кто пожелает увеличить свой персональный пенсионный балл-коэффициент за периоды работы до 2000 года. Это имеет смысл делать тем, у кого соотношение дохода в те годы к среднему по стране было выше, чем в 2000-2001 годах, когда персонифицированный учет уже был налажен.
- В этом случае придется собирать справки о размере доходов с прежних мест работы. Причем не все они будут автоматически приняты ПФР: там их проверят на достоверность. Если организация в указанные годы не платила достаточные объемы налогов, то в расчете пенсии не будет учтен не только размер заработка, но и сам стаж.
Татьяна Омельчук, Академия народного хозяйства и госслужбы при президенте России "При индексации по инфляции доля базовой части пенсии будет значительно снижаться. Страховая будет индексироваться гораздо быстрее. В результате получится, что те, кто выберет накопительную пенсию, будут терять. Доля их базовой части будет стремиться к нулю. И получится, что почти весь тариф плюс трансферты федерального бюджета будут идти на страховую часть. Выбирающие накопительную пенсию получат несправедливую долю. Им невыгодно в этой ситуации выбирать накопительную составляющую. Некорректно работает калькулятор пенсий на сайте ПФР. В него включен текущий размер базовой части, который пока составляет большую часть пенсии, чем будет в будущем. Следовательно, низкооплачиваемые работники получат гораздо более низкие пенсии, чем сегодня. Калькулятор этого не показывает. Это обман". Юрий Горлин, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС "Вы заблуждаетесь. Обмана нет. Что будет выгоднее - солидарная или накопительная система, зависит от множества факторов: какая будет доходность по накопительной составляющей, какова будет надежность институтов, через которые и в которые будут инвестироваться пенсионные накопления. Самое большое допущение в калькуляторе то, что там не учтены уже заработанные права. Он рассчитан на тех, кто начнет работать с 1 января 2015 года". Андрей Пудов, статс-секретарь, замминистра труда и социальной защиты "Идеологически выбрана конструкция, где мы акцент делаем на страховой пенсии, на той части, которая зависит от стажа и заработка. Это сделано сознательно, это наш целевой показатель. Фиксированная выплата носит характер минимальной государственной гарантии. Платим мы ее только за сам факт вхождения человека в пенсионную систему: пять лет стажа и все. Заработал ты хотя бы минимальную пенсию или не заработал - она выплачивается. Например, индивидуальные предприниматели многие не зарабатывают себе даже базовую часть. Для стимулирования более позднего выхода на пенсию мы предложили линейку увеличивающих коэффициентов. Если гражданин захочет отложить выход на пенсию на пять лет, сумма его коэффициентов будет увеличена автоматически в 1,45 раз. Размер фиксированной выплаты тоже будет увеличен, но в 1,37 раз. Если на десять лет отложил, то приблизительно в три раза увеличится размер пенсии. Именно поэтому, если получающий зарплату 47 тыс. руб. в месяц отложит выход на пенсию на десять лет, он реально получит пенсию около 70 тыс. руб. в месяц. Для лиц со стажем более 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин вводим систему премиальных баллов: за каждый дополнительный год - по одному баллу. После достижения стажа в 35 лет женщинами и 40 лет мужчинами добавляется еще пять баллов только за сам факт выработки такого стажа. Максимальное количество премиальных баллов - 15. Меры стимулирования более позднего выхода на пенсию будут работать только для тех, кто будет иметь к моменту достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию 15 лет стажа. Стоимость коэффициентов будет индексироваться не ниже инфляции. В правительстве есть понимание того, что это правило надо установить на уровне закона. Если собственных средств ПФР для этого не хватит, то индексацию обеспечит трансферт из федерального бюджета. Но с точки зрения макропрогноза, на котором мы основывались, такой ситуации нет. Это просто страховка. Для нынешних пенсионеров уменьшение пенсий не предполагается. Напротив, тем пенсионерам, у которых стаж более 35-40 лет, будут с 1 января 2015 года добавляться премиальные баллы. Это коснется порядка 70-80% нынешних пенсионеров. Для работающих пенсионеров начисления новых баллов не будет. Сохранятся все периоды, за которые не платятся страховые взносы, но они учитываются в стаже: призыв в армию, для жен дипломатов, для матерей. Причем сейчас матерям учитывается не более двух лет. Мы предлагаем за трех детей учитывать четыре года стажа. Только для матерей предлагается дифференцировать цену нестраховых периодов: за одного ребенка - исходя из 1 МРОТ, за двух - 2 МРОТ, за трех и более - 3 МРОТ. В итоге к 2030 году средняя пенсия будет не ниже 2,5 прожиточного минимума пенсионера (ПМП). Для выработавших стаж в 35 лет с зарплатой не ниже средней по России, пенсия будет не меньше 4 ПМП, а коэффициент замещения - не ниже 40%. Я вас уверяю. Мы можем выйти к 2030 году на снижение трансферта федерального бюджета в ПФР до уровня не выше 1% ВВП (сейчас 3%). Актуарно сбалансированный тариф только в пенсионную систему должен быть 34%, а еще во все остальные внебюджетные фонды. В новой конструкции страховой модели периода дожития у нас нет. Балльная модель этот вопрос преодолевает. Но так называемый возраст дожития остается в накопительной системе. Поэтому финансовым институтам, НПФ, которые будут обеспечивать выплату в течение неограниченного периода времени, есть смысл поработать с депутатами (над увеличением этого возраста: сейчас он по закону учитывается в 19 лет, при реальных 21,5 годах - "Финмаркет"). Мы вас можем частично поддержать". Сергей Афанасьев, зампредседателя правления ПФР "В ПФР есть и будет развиваться система удаленного доступа к индивидуальным лицевым счетам. Этот сервис позволит каждому узнать, передал ли работодатель сведения о стаже за прошлые годы. Только тогда каждый сможет корректно оценить размер полагающейся ему пенсии. Дальнейшее развитие этого сервиса приведет к тому, что каждый пожелает восстановить свои права, о которых работодатель в свое время не сдал информацию в ПФР. При этом не обойтись без поиска справок. Сейчас мы собираем такую информацию для 2,5 млн пенсионеров, ежегодно оформляющих себе пенсию. В короткие сроки придется расширить эту услугу на всех 60 млн работающих. Мы понимаем сложность этой работы, это дополнительная нагрузка на ПФР, но мы будем ее делать. Всем пока работающим россиянам на 31 декабря 2014 года посчитают размер полагающейся пенсии по действующему законодательству и переведут в баллы, которые вы могли бы за это время заработать уже по новой системе. С 2002 года у нас идет учет пенсионных прав по взносам. До 2000 года в расчет берется заработок за 2000-2001 год по данным персучета, которые у нас все есть. По новой системе рассчитанные права будут переводиться не в пенсионный капитал, а в баллы. По нашим оценкам, 70-80% работодателей исполнили свою обязанность о передаче данных о стаже своих работников за прошлые периоды. Какая-то часть работников увидит, что у них не весь стаж попал в систему персонифицированного учета. В этой связи многие захотят восстановить свои данные о стаже. Сейчас это обычно делается перед назначением пенсии. Данные о заработной плате до 2000 года вам понадобятся, если у вас не максимально высокое соотношение вашего заработка и среднего по стране в 2000-2001 годах - то есть, когда-то раньше это соотношение было лучше. Если информации о стаже и заработке в пропущенные периоды нет даже в архивах, куда все предприятия, даже ныне не существующие, обязаны были сдавать расчетные ведомости, то вы ничего за это время не получите. Есть практика проверки достоверности информации о стаже и есть практика исключения периодов работы из стажа, когда в трудовой книжке, извините, фуфловая запись: если организация в эти периоды никакую отчетность в госорганы не сдавала, взносы не платились. Персучет у нас с 1996 года существует, все проверяется. Если зарплата получалась в конвертах, это будет для будущего пенсионера большая трагедия. Тогда работодателя надо будет по суду устанавливать, если вы считаете, что ваши права на больший размер пенсии были нарушены". Александр Починок, бывший министр труда и социального развития (2000-2004 год) "То, что сейчас предложено, сделано с огромным количеством психологических и экономических ошибок. Не просчитана связь с динамикой заработной платы и инфляцией. Мы один раз шарахнули пенсии на 42% (увеличение при валоризации в 2010 году - "Финмаркет"), и никто за это спасибо не сказал. А увеличить было надо, исходя из общеэкономической ситуации. Исходя из того, какая у нас будет инфляция, вам придется подруливать и поднимать пенсии нынешним пенсионерам и низкооплачиваемым работникам, выходящим на пенсию быстрее, чем здесь заложено. Назовите это валоризацией или чем угодно. Годом обсуждения пенсионной реформы мы уже взвинтили наши расходы на 500-600 млрд руб. в год. Обещанные расходы точно будут, а вот новые доходы - не факт. Я в жизни не видел ни одного расчета по пенсионной системе, который оправдался бы. Всегда получается по-другому". Денис Рогачев, завкафедрой социального обеспечения Академии труда и социальных отношений "Непонятно, как будет рассчитываться стоимость коэффициента. Будет заметен эффект старения пенсий: позже назначенные пенсии по покупательной способности окажутся меньше, чем ранее назначенные. Чем больше будет баллов, тем меньше будет стоимость каждого из них. Это не будет стимулировать копить баллы. К тому же новая формула не позволяет выполнить требование 102-й конвенции МОТ о коэффициенте утраченного заработка не ниже 40%. Тогда надо честно сказать, что в ближайшие десятилетия мы ратифицировать эту конвенцию не собираемся".