- Рынок синдицированного кредитования. У нас просто нет соответствующей практики. Все привыкли работать на западных рынках. Это сложные сделки и с правовой, и с организационной точек зрения, они требуют доверия к организаторам. Поэтому там, где эти рынки сложились, они и притягивают ресурсы. Наши банки тоже работают через западных организаторов. Вот если бы наше государство попробовало ту же методу, которую применяет МСП Банк к малому и среднему бизнесу, распространить на крупный бизнес, это могло бы стать примером, задать стандарты. Надо готовить кадры, способные проводить такие сделки на российской площадке по нашему законодательству. Разработать стандарты, соответствующие российским правилам. У крупных заемщиков появилась бы возможность собирать деньги с внутреннего рынка и избегать курсовых рисков: если доход в рублях, то кредитоваться в валюте может оказаться рискованным;
- Долгосрочные корпоративные облигации. Здесь многое мог бы сделать ЦБ с точки зрения регулирования. Но главное этому рынку требуется стабильность. Если бы ЦБ сглаживало ценовые колебания на этом рынке, то он стал бы привлекателен для внутренних консервативных инвесторов.
.
.
СЕГОДНЯ:
.
.
.
Главное
.
05 июля 2013 года 21:20
Битва за низкие ставки: неправильный диагноз, неправильное лечение
1 |
Кремль и правительство продолжают атаку на банки, пытаясь снизить кредитные ставки для бизнеса. Теребить банки и предлагать им деньги из резервов бессмысленно и даже опасно, уверены экономисты - это все равно что пытаться одним кондиционером охладить воздух во всей Московской области
Москва. 5 июля. FINMARKET.RU - Вечером в четверг в Ново-Огарево состоялось совещание по вопросам развития банковской системы. На самом деле, обсуждали способы снижения кредитных ставок.
Президент Владимир Путин задался вопросами: не слишком ли высока у нас доля госбанков? Может быть, поэтому не срабатывают законы конкуренции? Не слишком ли высока прибыль банков? Не завышают ли они риски в отношении заемщиков? "Макроэкономические риски в еврозоне, существенно выше, чем у нас сегодня, а банковские ставки - значительно ниже, чем в России", - недоумевал глава государства.
Опрошенные "Финмаркетом" эксперты банковского рынка уверены, что власть задает ложные ориентиры, которые не помогут решить проблему. От правительства и Центрального банка требуется сложная, долгая и целенаправленная работа по наполнению российского финансового рынка нужным количеством отсутствующих пока финансовых инструментов. А политики просто хотят получить быстрый результат.
Дмитрий Мирошниченко, Центр развития ВШЭ
"В стране есть миллион проблем, которые надо незамедлительно решать. К ним не относятся ставки по кредитам. Это третье-, четвертостепенная проблема. Одного порядка с этим - проблема грязных подъездов.
Главное - у нас в стране не выгодно вести бизнес. Это то самое улучшение инвестиционного климата, продвижение по рейтингу Doing Business. Но этими реальными задачами заниматься тяжело, нудно, и возникают большие конфликты интересов. Легче по-военному сказать: "Поезд - стоять. Раз, два". Но он не останавливается.
Я не воспринимаю из уст президента всерьез вопрос о чрезмерности роли госбанков. У нас делается все, чтобы эта доля и дальше росла. Это воспринимается как важный инструмент влияния государства. Совсем недавно структуры РЖД приобрели "Абсолют-банк", далеко не последний банк в стране.
И вряд ли доминирование госбанков существенно сказывается на ставках. У нас рынок покупателя: есть некоторое количество заемщиков, которым банки готовы давать деньги. Таких мало, и за них идет борьба. С точки зрения частных банков, государственные демпингуют на рынке заимствований. Качественным заемщикам частные банки не могут предложить столь же выгодных условий, как госбанки.
Доминирование госбанков - это скорее стратегическая, институциональная проблема: ясно, что снижение конкуренции негативно сказывается на эффективности. Пока же банковский рынок у нас один из самых конкурентных в стране и поэтому один из самых эффективных секторов экономики.
Неправильно оценивают риски? Ну пусть пойдут поучат оценивать правильно. Получается, у нас в стране никто работать не умеет, кроме одного человека.
Высокая маржа? Но вряд ли рядовой персонал даже московских банков получает больше, чем силовики.
Возможно снижение административных расходов, связанных с предоставлением отчетности государственным контролирующим органам. Но много на этом не сэкономишь.
Главная проблема в том, что у нас качественных заемщиков мало. Бесстрастные математические модели показывают, что снижение процентной ставки на 1 п.п. увеличивает спрос на кредиты в годовом периоде на 1,5 п.п. А рост рентабельности производства на 1 п.п. увеличивает кредитование на 11 с лишним п.п. Вот цена вопроса.
Надо создать условия, чтобы было выгодно производить, и кредитный бум обеспечен".
Олег Солнцев, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)
"Доля госбанков действительно велика. Но в отношении малого и среднего бизнеса это не играет существенной роли: на этом рынке конкуренция достаточно высокая. В долгосрочном кредитовании госбанки задают тон; в более коротком сегменте, до года, - нет. Здесь рынок очень конкурентный.
Дороговизна кредитов для малого и среднего бизнеса связана с тем, что риски очень высоки, качество залогов очень низкое. Иногда залогов вообще нет. Существенное снижение ставок для этого сегмента - невозможно. Возможны ухищрения вроде реестра движимого имущества или кредитование под залог будущей выручки, локализованной на определенных счетах. Но вряд ли это сделает погоду.
Правительство обсуждает возможность кредитования малого бизнеса через ФНБ. Речь идет не о списке конкретных предприятий; это было бы слишком коррупционногенно. Для отбора получателей предполагается выделить определенные фокус-группы неторгового бизнеса, имеющего планы капитальных вложений. Эта группа не очень большая, денег ФНБ под нее понадобиться немного.
Институты развития не способны сделать погоду на рынке кредитования. Его объем составляет порядка 5 трлн руб. только малому и среднему бизнесу, а размер активов МСБ Банка порядка 100 млрд руб. (Банк поддержки малого и среднего предпринимательства - 100-процентная дочка Внешэкономбанка; работающие активы на 1 июня 2013 года - 127,7 млрд руб. - "Финмаркет").
Государство в принципе не способно подменить собой рынок. Денег в ФНБ и Резервном фонде в сумме всего 5,4 трлн руб. Даже если все их вложить только в малый и средний бизнес вы лишь удвоите рынок.
Главная проблема - не в малом и среднем бизнесе. Производственный сектор у нас очень концентрированный. Основные проблемы - у крупных заемщиков, на которых большая часть занятости держится. Даже если государство сильно напряжется, оно не сможет исправить дефекты рынка. Это все равно, что с помощью кондиционера пытаться охладить воздух в Московской области.
Правильная тактика заключается в том, что государство должно помочь организоваться и вырасти тем сегментам рынка, которые у нас слабы. Многое уже делается или обсуждается.
Надо развить два рынка, способных привлекать длинные и масштабные кредиты внутри страны:
Опубликовано Финмаркет
Материалы по теме
- Государство помогло неизлечимым банкротам
- Рост потребкредитования не остановить
- ЦБ не сможет снизить ставки, даже если очень захочет
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.
Roma 05.07.2013
Если температура высокая, то надо заменить градусники.
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:
.
.