- Во-первых, в этом году в мае было на три рабочих дня меньше, чем в прошлом. Удлиненные майские праздники не замедлили сказаться на темпах роста ВВП.
- Во-вторых, май прошлого года в экономическом отношении был на редкость удачным. Поэтому на его фоне обычные результаты выглядят бледно.
- Впрочем, и без майских праздников дела в экономике обстояли не лучшим образом. И вот это, по-настоящему, пугает.
С учетом сезонной корректировки сокращение промышленного производства в мае по сравнению с апрелем составило 0,6%. И если снижение в добыче полезных ископаемых минимально (0,1%), то в обрабатывающих производствах выпуск сократился на 1%, продолжив печальную тенденцию апреля, когда снижение составило 0,8%. Грузооборот сократился на 0,5%.
В то же время в мае наблюдался рост строительства (на 1,2%) и инвестиций в основной капитал (на 0,6%). Однако эта статистика не выглядит многообещающей. Во-первых, последние два месяца эти сектора падали. А, во-вторых, текущие показатели будут еще несколько раз пересмотрены.
Товарооборот не вырос вообще, а объём предоставленных услуг даже сократился - на 0,3%. И это довольно странно. Ведь обычно дополнительные выходные ведут к росту покупок, особенно крупных, поскольку у людей появляется время ходить по магазинам. Но и тут удлиненные майские каникулы сыграли злую шутку с экономикой страны. На период с 1 по 12 мая пришлось всего 3 рабочих дня, и многие россияне поехали на отдых. Во время поездок текущее потребление сокращается или, в случае с поездками за рубеж, прекращает вовсе. Впрочем, это объяснение не успокаивает экспертов. Надежды на ускорение роста потребления не оправдываются. Особенно это касается платных услуг населению, которые за последние полгода выросли всего на 0,6%. А это может означать, что скоро заглохнет и последний мотор российской экономики - потребление. Статистика за май не оставляет у экспертов сомнений в диагнозе - именно так и выглядит стагнация.
При росте валовой добавленной стоимости всех видов экономической деятельности на 1,7% производственные сектора (промышленность, строительство и транспорт) внесли в этот рост отрицательный вклад в размере 0,43 п.п. Для сравнения, кварталом ранее (в четвёртом квартале прошлого года) вклад этих секторов был положительным и составлял 1,0 п.п. Теперь же весь рост пришёлся на сектор услуг. Так, 1,4 п.п. обеспечили финансовая деятельность и операции с недвижимостью. Главная проблема состоит в том, что эти сектора не смогут выступать долгоиграющими драйверами роста, поскольку сами зависят от состояния экономики в целом. В этих условиях введение ограничений для гастарбайтеров путем введения 30-тысячных депозитов при въезде в Россию и прочее при отсутствии мер по усилению мобильности работников внутри России может усугубить ситуацию перегрева и подпитать инфляцию.