Новые технологии - это не только смартфоны и планшеты, но и новые способы финансирования инновационных продуктов. Толпа мелких инвесторов сегодня успешно заменяет банкиров и корпорации, помогая финансировать стартапы, которые завтра приведут к новой научно-технической революции
Торонто. 24 июня. FINMARKET.RU - США находятся на пороге формирования нового рынка. Совсем скоро краудфандинг из благотворительности превратится в полноценный инструмент для финансирования бизнеснесменов на ранних стадиях,
утверждают экономисты из Университета Торонто. Помощь толпы приведет к резкому всплеску прорывных технологий.
Краудфандинг начинался как обычная благотворительность. Повсеместное проникновение интернета позволило традиционному способу сбора денег в складчину выйти на новый уровень. В 1997 году фанаты британской рок-группы Marillion провели в сети кампанию по сбору средств на финансирование гастрольного тура группы. За короткое время им удалось собрать $ 60 тысяч. Спустя 15 лет идею народного финансирования на вооружение взял бизнес.
- В 2012 году предприниматель Эрик Мигиковски искал средства на производство своего изобретения - часов Pebble, позволяющих управлять гаджетами. Несмотря на солидный опыт работы в IT-компаниях, бизнес-ангелы из Силиконовой долины выдали бизнесмену только 375 тысяч долларов.
- Тогда Мигиковски решил собрать недостающие 100 тысяч, прибегнув к помощи толпы. Он запустил кампанию по поиску инвесторов на сайте Kickstarter - краудфандинг-платформе, популярной среди музыкантов. Каждому пожертвовавшему 120 долларов Мигиковски обещал прислать по паре часов Pebble. Необходимую сумму бизнесмен собрал за 2 часа. Через 37 дней на его предложение откликнулись почти 70 тысяч человек, а собранные средства превысили 10 миллионов долларов.
Народные инвесторы
Мигиковски был первопроходцем, но совсем скоро народное финансирование станет серьезным инструментом для стартаперов, уверены экономисты Эйджей Агравал и Кристиан Каталини из Университета Тороно.
- Интернет позволяет снизить временные и финансовые затраты для поиска подходящих инвесторов. Возможность пожертвовать даже небольшую сумму на развитие проекта приводит к тому, что количество потенциальных спонсоров увеличивается в сотни раз.
- Народные инвесторы не просто дают деньги, но могут еще и поучаствовать в развитии проекта, предлагая свои идеи.
- Кроме этого, сбор средств на запуск проекта в сети - это еще и маркетинговое исследование в режиме реального времени. Чем больше людей готовы профинансировать производство товара, тем большим спросом он будет пользоваться на рынке.
- Успешно проведенная кампания по краудфандингу в конечном итоге может привлечь и профессиональных инвесторов. Так и произошло с Эриком Миговски. После ошеломительного результата на Kickstarter ему удалось собрать еще 15 миллионов долларов через традиционные каналы финансирования.
- Внедрение модели краудфандинг приведет к увеличению объема капитала, тратящегося на инновации, считают ученые.
- Если американцы потратят всего 1% своих инвестиционных активов для финансирования бизнеса путем краудфандинга, то рынок стартапов вырастет на 300 миллиардов долларов.
- Финансирование не ограничено географически. Статистика сайта Sellaband (краудфандинг-платформа для музыкантов) показывает, что 86% средств приходит от людей, находящихся более чем в 100 километрах от создателя проекта.
Чем толпа инвесторов хуже нескольких банкиров
Впрочем, у этого метода есть и свои недостатки.
- В отличие от обычных способов финансирования проектов, краудфандинг не предполагает строгой отчетности и бухучета. Поэтому уровень риска для народных инвесторов довольно высок.
- Многие проекты плохо просчитаны, а ожидания создателей часто оказываются слишком завышенными. 84% из 50 самых финансируемых проектов Kickstarter пропустили делайны по запуску производства. Тот же Миговски не успел разослать часы своим спонсорам в срок.
- Отчасти эту проблему должен решить принятый в 2012 году закон о финансировании бизнеса на раннем этапе (Jump-start Our Business Startups (JOBS) Act). В нем прописаны права и обязанности краудфандиндеров.
- Народные спонсоры не лишены стадного чувства. Люди в два раза охотней дают деньги на проект, уже собравший 80% необходимой суммы, чем на проект, который собрал только 20% средств.
- Друзья и семья играют ключевую роль на ранних стадиях сбора средств. В начале цикла финансирования непропорционально большую долю составляют средства друзей и семьи предпринимателя. Только со временем, когда проект выходит на новый уровень, у него появляются незнакомые создателю инвесторы.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.