- В ноябре 2010 года ФРС объявила о своих намерениях покупать долгосрочные казначейские облигации США на $75 млрд в месяц в рамках QE2.
- В теории это должно было снизить ставку по этим облигациям, но за последующие два месяца ставки по 10-летним облигациям повысились на 60 б.п.
- Это не значит, что QE2 не сработала. Большинство наблюдателей знало, что ФРС объявит о программе еще до официального заявления. За несколько месяцев до официального объявления доходность начала падать, а к моменту объявления рынки полностью оценили новую политику ФРС.
- Но не все так просто. Все ждали, что ФРС будет действовать из-за того, что экономика была очень слабой. ФРС отреагировала на проблемы на рынке труда и замедление инфляции. Но эти факторы и так заставили бы ставки упасть, даже если бы ФРС не начала покупать активы. В 2010 году ставки упали частично из-за политики ФРС, а частично - из-за слабости экономики.
- QE2 влияла на рынки через несколько каналов. Прямой канал влияния - портфель бумаг на балансе ФРС, объемы которого начали расти в связи со стартом программы. Это могло бы снизить ставки на 10-20 б.п.
- Еще один канал влияния - это процентные ставки, которые ФРС обещала удерживать на уровне 0,25% в течение длительного времени. Обещания ФРС подкрепляли политику по покупке долгосрочных бумаг. Это убеждало инвесторов лучше любых слов.
- Примерно то же самое произошло перед тем, как ФРС объявила о QE3 в сентябре 2013 года - ставки сильно упали еще до выступления Бернанке. Рынки ожидали этого решения, видя очевидную слабость экономики США и рецессии в Европе. Возможно, ставки обрушила слабая экономика.
- ФРС рано или поздно придется сокращать объемы покупки активов или вообще отказаться от QE. Регулятору нужно будет как-то гарантировать, что ставки какое-то время не вырастут. Многие будут ожидать их повышения еще до завершения программы.
- Отказаться от QE ФРС заставит укрепление экономики. Оно же в любом случае приведет к росту ставок, хочет того ФРС или нет.
- Кроме того, недавний рост ставок стал по-настоящему глобальным феноменом: росли ставки не только по американским, но и по канадским или британским облигациям.
- Вопрос в том, что происходит: сама ситуация в экономике и на рынке заставляет ФРС отказаться от программы покупки активов или намерения ФРС приводят рынки в движение во всем мире.
Гэвин Дэвис, Fulcrum Asset Management: Инвесторы перестали верить ФРС Сегодня центробанки могут двигать рынками с помощью всего нескольких слов. Так случилось с Марио Драги и его фразой "сделать все, что в его силах", которая и спасла евро в прошлом году. Месяц назад Бен Бернанке произнес свои главные слова: "свернуть QE в ближайшие несколько встреч".
- Теперь многие ждут, откажется ли Бернанке от своего обещания.
- ФРС вряд ли испугает волатильность на рынках, которую вызвала фраза Бернанке. Да и пострадали от нее в основном иностранные рынки, явно не относящиеся к зоне ответственности ФРС.
- От фразы-убийцы Бен Бернанке, таким образом, не откажется, но инвесторы явно неправильно поняли председателя ФРС. Об этом как раз говорят тенденции на рынке облигаций.
- С начала мая номинальная доходность по 10-летним казначейским облигациям США выросла на 56 б.п. Причем связано это было именно с ростом реальной доходности на фоне падения инфляционных ожиданий.
- Это могло бы быть признаком нормализации экономики, если рассматривать это как отдельный факт.
- Но падение инфляционных ожиданий на фоне замедления инфляции - это тревожный признак. Индекс инфляции, которым пользуется ФРС, в основе которого лежат потребительские расходы, в апреле снизился до 1%. При таком ее уровне ФРС должен обеспокоиться проблемой дефляции. Хотя пока в ФРС об этом явно никто не говорит.
- В основе роста доходности лежит не рост премии за риск, а рост ожидаемых краткосрочных ставок. Это означает, что заявления о сокращении QE3 привели к ожиданием, что ФРС повысит ставки не в середине 2015 года, как ожидалось ранее, а в середине 2014 года.
- Это должно обеспокоить регулятора, который не собирается повышать ставки так рано. ФРС фактически потерял контроль над своей кривой краткосрочных ставок.
- ФРС так долго выстраивала инструмент Forward Guidance, обещая сохранить ставки на длительный период. Но рынки его отбросили, как только появились намеки на сокращение программы покупки активов. В своем недоверии ФРС они руководствуются историческим опытом.
- Теперь ФРС будет пытаться вернуть доверие рынков к своей политике: сейчас регулятор обещает не поднимать ставки, пока безработица не снизится до 6,5%, а инфляция не разгонится до 2,5%. Возможно, целевая ставка по безработице должна сократиться до 6% - это в рамках видения ФРС. Но пока регулятор вряд ли готов на такую уступку.