- Самый высокий рейтинг среди этих стран у Казахстана - "ВВВ+".
- Самый низкий у Белоруссии - "В-", но со позитивным прогнозом. Это означает, что в ближайшие 12 месяцев он может быть пересмотрен. Прогноз, который был пересмотрен в апреле этого года, отражает ужесточение бюджетной и денежной политики, которая укрепила стабильность экономики.
- У Украины, наоборот, прогнозу по ее "В" негативный. В декабре 2012 года ее рейтинг был уже снижен на одну ступень - это связано с тем, что стране будет сложно справиться со своими целям по внешнем финансированию.
- Рейтинг России - "ВВВ" со стабильным прогнозом.
Ускорения роста ждать не стоит 2012 год стал годом ослабления экономической активности в регионе, хотя 2011 год был довольно сильным. В пяти из шести стран региона особенно сильно рост ослаб в четвертом квартале. Единственным исключением стал Казахстан. На фоне ослабленной кризисом экономики Европы результаты СНГ, конечно, выглядят неплохо, но от других развивающихся стран они явно отстают.
- В большинстве стране региона главным драйвером роста был внутренний спрос. Например, на Украине темпы роста ВВП замедлились в прошлом году почти до нуля, но внутренний спрос все равно вырос на 9%.
- В Белоруссии росту внутреннего спроса на 8% не помешала средняя годовая инфляция в 60%. Вклад спроса в рост ВВП составил 6%.
- Сдерживающим фактором для роста экономики региона был негативный рост чистого экспорта. Например, именно этот фактор существенно замедлил рост экономики Казахстана.
- Значительного улучшения темпов роста экономики в 2013 году не произойдет, ведь факторы, ограничивающие рост, никуда не исчезли. Темпы роста ускорятся для Украины, Белоруссии и Азербайджана, но это, скорее, будет означать восстановление после спада.
- Рост российской экономики, по прогнозу S&P, в 2013 году замедлится до 3%. Если не считать рецессии 2009 года, это самые низкие темпы роста экономки с 1999 года. При этом у правительства мало возможностей, чтобы увеличить расходы для стимулирования экономики. Возможно, Центробанк при Эльвире Набиуллиной будет более активно поддерживать рост экономики, но это не центральный сценарий S&P.
- Рост белорусской экономики не превысит 3%, так как правительство будет и дальше ужесточать политику, чтобы обуздать инфляцию и волатильность обменного курса.
- ВВП Украины вырастет примерно на 1,5%. Столь слабый рост связан с отсутствием реформ, которые могли привести к прогрессу в экономике.
- Рост экономики Казахстана составит примерно 5%, но дальше он ускорится, так как страна начнет наращивать добычу нефти.
- Рост Грузии в 2013 году замедлится до 3,5%. Это связано с политической нестабильностью и сокращением государственных расходов. В среднесрочной перспективе экономику страны поддержит укрепление связей с Россией, в которую страна сможет увеличить экспорт, а также увеличить поток туристов.
В целом страны СНГ объединяет то, что у них мало возможностей для бюджетного стимулирования экономики. Экспортеры нефти вроде России и Азербайджана не могут себе этого позволить из-за того, что цены и объемы добычи нефти не растут. Стимулирующая бюджетная политика России, Казахстана и Азербайджана снизила возможности для стимулирования в будущем. Пока все три правительства - чистые кредиторы и могут залезть в резервные фонды. Но в случае России после кризиса фонды заметно сократились, а к 2014 году страна уже превратится в чистого заемщика. Странам СНГ нужны структурные реформы, чтобы ускорить рост. Яркий пример Россия, в которой нужные реформы просто не проводятся. Это касается инвестиционного климата, улучшения производственной и транспортной инфраструктуры, а также сокращение роли государства в экономике. Нефтегазовый сектор - главный тормоз экономики Для экспортеров нефти и газа, то есть Казахстана, Азербайджана и России, проблемой остается зависимость от нефтегазового сектора. Казахстан в лучшем положении - он сможет увеличить добычу нефти и газа. Украина из-за отсутствия реформ в газовом сектора, на который приходится значительная доля госрасходов и дисбаллансов текущего счета. Белоруссия добилась повышения энергоэффективности экономики, что позволило снизить зависимость от России. Все страны СНГ сохраняют низкую энергоэффективность, именно она подрывает ситуацию в экономике как для импортеров, так и для экспортеров энергоресурсов. Обе группы страны могли бы выиграть от ее повышения.
- Наследием Советского Союза для стран СНГ стала низкая энергоэффективность экономик. Это стало настоящей проблемой для Украины и Белоруссии, которым пришлось импортировать все больше топлива по все большим ценам.
- Но и экспортеры нефти, вроде России, страдают от этого, ведь из-за значительного потребления энергоресурсов внутри страны им сложнее добиваться.
- Высокая энергоинтесивность экономик - это наследие прошлого. Ее искусственно поддерживают субсидии и внутреннее ценообразование. Внутри России газ стоит примерно четверть от экспортной цены в европейские страны.
- Белоруссии, например, нужно 8,6 тыс барр в сутки топлива, чтобы создать $1 млрд ВВП. Для Украины это значение составляет 7,6 тыс барр в сутки.
- Для России это значение чуть меньше - 5,6 тыс барр в сутки, а для Казахстана - 2,1 тыс барр в сутки. Это довольно большие значения по сравнению с 1,3 тыс барр у Бразилии и 1,7 тыс барр у Китая.
- Если странам СНГ удастся повысить энергоэффективность, то это приведет к росту экономики и богатства, а также улучшению бюджетного и внешнего счетов.
Этот процесс уже происходит, что видно на динамике потребления нефти и газа странами СНГ. За последние 10 лет потребление газа в мире выросло на треть, а потребление газа в СНГ - лишь на половину от этого значения. Особенно потребление газа упало на Украине.
Эти тенденции имеют особенно значение с учетом зависимости бюджетов стран СНГ от цен на газ и нефть. Прямые и косвенные доходы от нефти обеспечивают примерно 50% бюджетных доходов России, более 50% Казахстана и 70% Азербайджана. Падение цены Brent ниже $100 за барр в апреле доказывает, что развитие событий по этому сценарию возможно.