- США обретут энергетическую независимость в ближайшие 15-20 лет, а к 2015-2016 гг. станет экспортером газа.
- Импорт газа в Европе хоть и вырастет из-за падения собственной добычи стран ЕС, но конкуренция на нем со стороны СПГ будет крайне жесткой.
- На газовом рынке будет проходить глобализация за счет роста доли СПГ, хотя сохранятся в ближайшие несколько лет дефицит и высокие цены.
- В 2017-2020 гг. отрасль ждет перепроизводство, от чего часть проектов может "провиснуть" из-за низкой рентабельности.
- Энергетический голод Китая будет только нарастать (это касается и нефти, и газа).
Для России это означает следующее:
- вероятно снижение мировых цен на углеводороды;
- вероятна угроза потери конкурентоспособности и проигрыш борьбы за новые растущие рынки сбыта в будущем из-за неспособности наращивать поставки. Победит тот, кто лучше научиться использовать трудноизвлекаемые запасы, разовьет мощности СПГ и освоит шельф.
Минэнерго признает: пока структура нефтегазовой отрасли России кардинально не соответствует этим технологическим тенденциям.
- По всем направлениям - и трудноизвлекаемой нефти, и шельфовой добыче, и СПГ - у России нет значительного количества мощностей.
- Добыча трудноизвлекаемой нефти в мире выросла с 1 % до 19 %, а Россия не имеет развитых технологий для ее добычи.
- География шельфовой добычи расширяется, а ее доля составляет почти 30 % от всей нефти, а Россия только выходит на шельф.
- Доля СПГ во всех поставках газа в ближайшие годы вырастет до 41 %.
- Основные интересы мировых энергодержав и компаний уже давно сосредоточены в Азии, а России только начинает увеличивать мощности для поставки ресурсов в Китай и АТР.
- Минэнерго всерьез рассматривает вариант резкого ухудшения ситуации на мировых сырьевых рынках, поэтому в "дорожной карте" необходимо прописать вариант снижения налогов на этот случай.
- Нужно разработать схему налогообложения для стимулирования разработки новых месторождений, а также поддержания действующих.
- Необходимо продолжить модернизацию нефтепереработки и наполнить внутренний рынок моторным топливом высокого класса, инструментом здесь тоже должна стать налоговая политика.
- Ведомство также предлагает предусмотреть "максимизацию бюджетного и мультипликативного эффекта от нефтяной отрасли в долгосрочной перспективе".
- Помимо "дорожной карты", нужно написать поправки в Налоговый кодекс, отменяющие прямой раздельный учет нефти, который затрудняет в некоторых случаях выделение льгот на трудноизвлекаемую нефть, добыча которой ускоренными темпами развивается во всем мире. Ее классификация будет расширена.
- Льготы по НДПИ для Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого автономного округа, а также полуострова Ямал нужно продлить до 2022 года. Это решение было принято еще в сентябре 2012 г., но законодательно не закреплено.
- Минэнерго предлагает разработать меры по стимулированию передовых технологий нефтеотдачи и освоения "нетрадиционной нефти". Вместе с трудноизвлекаемой нефтью это принесло бы 18 млрд.т сырья и 160 трлн. руб. в бюджет за 18 лет. "Газпромнефть", например, предлагает новые третичные методы увеличения нефтеотдачи, которые, по уверениям нефтяников, при выделении льгот от государства принесут в казну 44,8 трлн руб за 18 лет. Пилотный проект уже реализуется в ХМАО.
- Для этого нужно ввести налог на дополнительный доход (НДД), который позволит вести прямой учет затрат каждого проекта и доли недропользователя в выручке.
- России также нужно поскорее выходить на рынок СПГ и усовершенствовать условия его экспорта, например, допустить к мировому рынку более широкий круг компаний. Это пожелание в своем докладе высказал "Новатэк".
- В стимулировании нуждается также рынок газомоторного топлива: "Газпром" предлагает обнулить налог на транспорт для таких машин и установить нулевую ввозную пошлину. Уже к середине мая ведомства совместно с Ростехнадзором и МЧС должны представить свои предложения по повышению его использования "с учетом мировых трендов и современных технологий сжижения".
- "Газпром" предлагает строить объекты газотранспортной инфраструктуры в рамках программы газификации регионов и создать новую компанию-оператора для этих целей в стране. Монополия направила предложения президенту и уже создала новую дочку "Газпром газомоторное топливо".
- Минэнерго также предлагает создать Центр экономической экспертизы проектов ТЭК для проведения анализа экономических проектов ТЭК. На его создание понадобится 300 млн руб. начиная уже с этого года. Чиновники министерства уверены, что Минфин внесет нужные изменения в бюджет и выделит нужную сумму.
Виталий Крюков, ИФД КапиталЪ "Сказать, то что цены на энергоресурсы точно упадут, нельзя. Но бюджет точно должен быть готов к такому сценарию. Пока избыточное предложение на рынке компенсируется тем, что ОПЕК снижает добычу, то есть предложение на рынке. Это позволяет держать цены на нормальном уровне в $100. Но по балансу спроса и предложения на рынке очевидно нет дефицита, есть избыток благодаря крупным открытиям. Развивать третичные методы добычи в России сейчас невыгодно. Нефтяные компании готовы осваивать большие ресурсы, но для этого нужны налоговые льготы. В таком случае государство может получить триллионы через какое-то время после выделения льгот. Надо понимать, что все оценки запасов очень примерны, и пока компании не приступили к практической фазе освоения, говорить о ресурсах очень сложно. А для этого нужно политическое решение для поддержки третичных методов, шельфа, сланцев. Перевод автомобилей на газомоторное топливо мне кажется очень правильным шагом. Это более чем актуально. Подобные программы есть в Китае, США, ЕС. Это дешевое топливо, экологичное. Надо переводить прежде всего общественный транспорт на газомоторное топливо и экономить деньги бюджета". Сергей Пикин, Фонд энергетического развития "В момент падения цен на нефть главным будут не налоговые льготы, а то, насколько наши компании готовы заниматься научными и техническими разработками. Пока это все идет из-под палки, наши компании не стимулируются конкуренцией. Вопрос как раз в глубине инвестирования: американские компании инвестируют на 20-30 лет вперед, а наши -- на 5 лет. Это и определяет риски. Компании при этом очень сильно зависят от политической конъюнктуры, которая не позволяет инвестировать самостоятельно. Налоговые стимулы -- это хорошо, но лучше бы компании развивали конкурентоспособность. Правильнее было бы образовывать некие консорциумы с мировыми лидерами и заходить в эти компании на правах младших партнеров. Нужно двигаться в сторону мировых лидеров, одними льготами сыт не будешь. Оценки Минэнерго по тому, сколько нам принесет труднодобываемая нефть, очень серьезные. На эту сумму можно освоить весь шельф. В любом случае это теоретические оценки. И вопрос в том, будут ли такие оценки актуальны, если цены упадут. Что касается «Газпрома», то у него есть ключевая задача – поиск рынка сбыта. В Европе он весьма спорный и прогнозы по нему пессимистичные. У компании есть новые месторождения, и этот газ надо куда-то поставлять. Внешний рынок весьма ограничен, а перевод автомобилей на газомоторное топливо -- неплохое расширение внутреннего рынка. Газификация регионов уже на высоком уровне, а в транспорте перспективы неплохие. Газомоторное топливо с точки зрения экологии гораздо лучше бензина -- это Евро5+, Евро6. С точки зрения экономичности оно также лучше. Вопрос лишь в инфраструктуре, но он решаем. Нефтяные цены уронит выведение "резервных" мощностей ОПЕК, которые до 2025 г. вырастут до 6,4 % общемировой добычи. Все эти тренды не новы, соглашается Минэнерго. Но структура нефтегазовой отрасли России кардинально отличается от этих тенденций. По всем направлениям - и трудноизвлекаемой нефти, и шельфовой добыче, и СПГ - у России нет значительного количества мощностей. Москва проспала технологическую гонку в энергетике". Дмитрий Лукашов, ЗАО ИФК «Солид» "Я полагаю, что налогообложение нефтяной отрасли будет сокращаться из-за роста затрат на добычу. "Дешевая" нефть или нефть с низкой себестоимостью добычи находится только в крупных месторождениях. В нашей стране все они были открыты еще в 60-70-х годах прошлого века. Сейчас эти месторождения потихоньку истощаются, а новых нет. Хочу отметить, что НДПИ и экспортная пошлина рассчитываются с учетом мировых цен на нефть. Соответственно, они и так меняются вместе с мировым рынком. Я полагаю, что добывать трудноизвлекаемую нефть все равно придется, в том числе и третичными методами. Основной вопрос заключается в экономической целесообразности. При текущем уровне налогообложения и мировых ценах, трудноизвлекаемая нефть пока не особо интересна. По поводу отмены монополии "Газпрома" на экспорт сжиженного газа: я считаю, что уровень налоговой нагрузки при экспорте СПГ должен быть таким же как при экспорте нефти. Ну, может быть за вычетом небольших инвестиционных льгот. Сейчас уровень налогообложения недостаточен, что может привести к потерям государственного бюджета. На мой взгляд, это отличная идея переводить транспорт на газомоторное топливо. В нашей стране находится почти 22% мировых запасов природного газа. Это является важной предпосылкой развития сети газозаправочных станций для автотранспорта".