- Медианный размер картеля - 8 компаний. Некоторые известные компании участвовали в нескольких картелях одновременно или в нескольких сговорах в одно и тоже время. ExxonMobil участвовала в 13 различных картелях.
- Картель существует в среднем 5 лет до того, как его раскроют. Но есть и свой рекордсмен - картель на рынке труб для морского флота, куда входили известные производители изделий из резины Goodyear и Parker Hannifin, существовал 22 года.
- Количество раскрываемых преступлений такого сорта заметно выросло в последние годы.
- С начала 2000-х годов нарушители антимонопольного законодательства заплатили $2 млрд штрафов за участие в картелях: 60% уходит государству, а 40% - на урегулирование гражданских исков.
Фирмы, участвующие в картелях, как правило куда более прибыльны, но у них больше проблемы с бухгалтерской и другими формами отчетности. Обычно фирма, участвующая в картеле, является самой крупной компанией в отрасли.
- Во время пребывания в картеле продажи компании растут на 4,6% быстрее, чем у конкурентов.
- Рентабельность активов увеличивается на 0,4% быстрее, чем у конкурентов.
- Рыночная капитализация растет на 3,6% быстрее, чем у компаний в контрольной группе.
- Растущие прибыли компания направляет на расширение производства: она инвестирует и нанимает новых рабочих. Появляются новые заводы, новое оборудование. При этом не ясно, чем вызвана такая стратегия, ведь картель подразумевает, что выпуск нужно ограничивать, чтобы удержать цены. Возможно, это способ обмануть регулятора или компании входят в другие виды бизнеса.
- Компания пытается запутать аудиторов и акционеров и выпускает очень сложную отчетность, в которой сглажены данные по прибылям и постоянно меняется классификация видов деятельности.
- Компания слишком часто пересмативает выпущенную ранее финансовую отчетность.
- В совете директоров такой компании обычно много людей со стороны, людей, которые участвуют во множестве советов директоров и не знают компанию изнутри. Если директор уходит в отставку, его долго не могут заменить, а иногда вообще не находят замены.
- Компания, участвующая в ценовом сговоре, не меняет аудиторов годами.
- Примерно раз в год она меняла описания видов деятельности в отчетах: каждый раз они оказались в разных подкатегориях, а однажды она на два года вообще удалила весь классификатор.
- Компания пять лет подряд переоценивала свои прибыли, в течение двух лет она это делала дважды за год.
- Несмотря на явные проблемы с финансовой отчетностью, Bristol-Myers Squibb не меняла аудитора.
- В этот период на нее дважды подавали в суд.
- За время участия в картеле в компанию пришли три внешних директора - все они были членами советов директоров разных компаний одновременно.
- В 2006 году, когда федеральные власти предъявили ей обвинение в ценовом сговоре, Bristol-Myers Squibb сменила аудитора (поменяла PricewaterhouseCoopers на Deloitte & Touche), назначила в совет директоров независимого человека, бывшего сотрудника ФБР и федерального судью.
- Совет директоров компании может знать или не знать об участии компании в картеле.
- В любом случае компании, участвующие в картеле, не торопятся менять директоров, которые увольняются или уходят на пенсию. Новый директор, особенно внешний, может раскрыть сговор или приостановить действие картеля.
- Статистка это подтверждает: в компаниях, участвующих в картелях, директора чаще покидают свои позиции. При этом иногда на их место не приходят новые директора, их просто становится меньше.
- Директора в компаниях, участвующих в картелях, либо догадываются о нем, либо обеспокоены возможными последствиями. Но они предпочитают не устраивать скандал, вместо этого они просто тихо уходят.
- Если новых директоров нанимают, то обычно они оказываются либо иностранцами, либо очень занятыми людьми, занятыми в совете директоров трех и болеее компаний. И те, и другие халатно относятся к обязанностям и редко следят за ситуацией в компании. Таких директоров в компании - участнице картеля - обычно больше, чем в обычной фирме.
- Фирмы, участвующие в картелях, меняют внешних аудиторов в два раза реже, чем честные компании. Причины все те же - новый аудитор может вскрыть обман.
- Компании всячески стараются избегать нового и независимого мониторинга вне зависимости от своего размера и количества видов деятельности.
- С 2001 года фирмы, участвующие в ценовых сговорах, на 50% чаще проводили переоценку уже выпущенной отчетности. Они использовали ошибки и искажения в бухгалтерской отчетности, чтобы скрыть мошенничество.
- При этом после отказа от участия в картельном сговоре эти компании пересматривают отчетность реже, чем их конкуренты, никогда не участвовавшие в картеле.
- Фирмы, участвующие в картелях, должны скрывать свои ненормально высокие прибыли. Это нужно, чтобы не вызывать подозрений у регуляторов, аналитиков и коллег по отрасли. Этого можно достичь с помощью двух стратегий: манипуляция необязательными расходами и доходами будущих периодов.
- Однако выяснилось, что компании, участвующие в картелях, неохотно используют эти стратегии.
- Возможно, они ожидают еще большого роста прибылей в будущем и опасаются искажать их рост. В этом случае резкий рост прибыли может привлечь внимание регуляторов, поэтому они постепенно готовят почву для его стабильного роста. Это попытка сгладить динамику прибылей.
- Диверсифицированные компании должны выдавать финансовую отчетность по различным сегментам своего бизнеса. А затем предоставлять общую информацию о таких показателях как продажи, операционная прибыль, капитальные расходы и инвестиции в активы. При этом компании сами могут распределять прибыли по различным направлениям своего бизнеса.
- Конгломераты часто меняют размер прибыли и даже саму классификацию своих бизнес-отделений. Независимо от мотивации, сравнивать финансовые результаты компании за разные годы в таком случае становится сложнее.
- Компании, участвующие в картелях, чаще других меняют классификацию своих подразделение и сегментов бизнеса. Это помогает им скрыть сговор и затрудняет сравнение отчетности.
- Когда компания завышает прибыли, чтобы повысить оценку на фондовых рынках, менеджеры стараются быстрее реализовать свои опционы на покупку акций - их часто дают в качестве компенсации. Они стараются побыстрее получить свою прибыль.
- В случае картеля ситуация более запутанная: менеджеры ожидают значительного роста доходов в будущем, а значит и роста капитализации компании и стоимости своих акций. Однако они боятся, что власти раскроют схему или опасаются, что сговор будет продолжаться недолго - тогда капитализация рухнет.
- Операции с бумагами могут быть своего рода способом коммуникации, например, менеджеры дают понять рынку, что не ожидают роста прибылей, значит, нет никаго сговора.
- В фирмах, участвующих в картелях, менеджеры стараются побыстрее обменять свои опционы на наличные. Скорее всего, они боятся, что картель будет раскрыт.
- 60 из 216 рассматриваемых фирм были обвинены в различных мошенничествах с акциями, с 1996 по 2010 годы.
- Такие компании за различные мошенничества с бумагами судят в три раза чаще, чем обычные компании. Причем акционеры редко жалуются на махинации с ценами на товары, то есть они жалуются не на участие в картеле.
- Их больше раздражают ошибки в финансовой отчетности и всевозможные манипуляции, которые применяют картели, чтобы скрыть ценовой сговор.