- На рынке мобильных платежей конкуренция усиливается. Особенно тяжелый удар традиционным финансовым институтам будет нанесен, если компании небанковского сектора начнут объединять усилия, чтобы захватить долю на рынке безналичных платежей. В этом случае банки ждет болезненная конкуренция за жизнь или смерть.
- При этом будущее именно за технологиями мобильных платежей - это связано с быстрой скоростью адаптации мобильных устройств, которые все более и более популярны у населения. В одной Германии сейчас уже 30 млн человек владеют смартфонами и их число растет.
- Следующий логический этап развития интернета - это мобильный Интернет. Из-за популярности смартфонов и планшетов изменится сначала традиционное представление о том, как надо делать покупки. После этого изменится и рынок финансовых услуг.
- Мобильные устройства станут связующим звеном между торговлей в реальных магазинах и виртуальными продажами и рекламой. Пользователи смогут в любом месте и в любое время получать информацию о товаре, покупать продукт или услугу и оплачивать ее.
- Виртуальные вызовы в большей степени угрожают рынку платежей, но затем они будут влиять и на депозиты, и на кредитование.
- В мире все чаще расплачиваются с помощью безналичных платежей. С 2001 по 2010 год их количество в среднем увеличивается на 7% в год.
- Однако пока 70% платежей приходится на США и Европу, хотя и развивающиеся страны показывают быстрый рост.
- При этом меняются потребительские привычки, люди предпочитают покупать товары в Интернете или даже с мобильных телефонов - это еще больше ускорит рост электронных платежей.
У банков немного шансов выдержать конкуренцию
- Банки не успевают за этими изменениями. Им приходится заботится о массе других вещей, например, после финансового кризиса значительно ужесточается регулирование финансового сектора. Им нужно думать о таких показателях как достаточность капитала и многом другом, а это означает, что денег на инновации будет меньше.
- Многие традиционные клиенты банков теряют к ним доверие, ведь фактически банки виновны в нынешнем кризисе.
- Банки оказались в замкнутом круге: им надо как-то распределить уменьшающиеся бюджеты, чтобы участвовать в войне за платежи.
- При это предложения от чистых виртуальных игроков - Google, Apple, Amazon, PayPal или Facebook - будут расти: они могут просто распространить свои сервисы на новые ниши, в том числе и стандартизированные платежи. Они уже добились успехов, например, в электронной коммерции и рекламе.
- Поможет им и ликвидность - компании накопили значительные подушки безопасности, например, у Apple есть $137 млрд, которые вполне можно потратить на эксперименты. Если проект провалится, то им не нужно выходить на рынки за финансированием нового - на это не будет уходить время.
- В DB настоятельно советуют свои коллегам обратить внимание на изменения, которые происходят на рынках благодаря виртуальным технологиям. Им пора более активно предлагать системы мобильных расчетов, причем подходящие для покупателей по цене, удобству и безопасности. Лучше всего, чтобы все расчеты проводились через единый источник с одного счета.
- У банков есть и важное конкурентное преимущество: долгое время они пытались решить вопрос безопасности личных данных. Именно этот вопрос можно поставить в основу стратегии по продвижению мобильных платежей.
- Банкам необходимо использовать свои знания и опыт, которые были доказаны годами и положением на рынке. Этот позволит найти баланс между безопасностью данных и эффективность и удобством системы.
- Продукты на рынке становятся все сложнее, а их жизненный цикл - короче. Это значит, что одновременно нужно разрабатывать много технологий и много каналов. На этом должна базироваться стратегия банков.
- Хорошо также входить в альянсы с другими конкурентами.
- При этом решения относительно стратегии надо принимать как можно быстрее. Ведь они затронут все компанию в целом - это касается организационных аспектов и философии компании.