- Лидером является Демократическая партия (PD), возглавляемая Пьером Луиджи Берсани. За нее сейчас готовы проголосовать 32% опрошенных против 30% неделей раньше.
- Партия "Народ свободы" оказалась на втором месте - 20% против 17,7% неделей ранее. Эту партию возглавляет Сильвио Берлускони.
- На третьем месте популисты из партии "Пять звезд", возглавляемой Беппе Грилло. За них готовы проголосовать 13,7% респондентов, неделей раньше их поддерживали 15,6% избирателей.
- "Гражданский выбор" нынешнего премьера Италии технократа Марио Монти отстает от конкурентов: за его партию готовы голосовать 9,4% опрошенных.
- 5% опрошенных и меньше поддерживают партии "Лига Севера", выступающую за независимость северной части страны, "Гражданская революция", "Будущее и свобода" и другие.
- Пока лидером, таким образом, является левоцентристская коалиция - за нее готовы проголосовать 35% избирателей. За правых центристов готовы проголосовать 29%. Разрыв, таким образом, составляет всего 6 п.п.
- Это означает, что, скорее всего, Демократическая партия получит большинство в нижней палате парламента. Партия, получившая большинство на национальных выборах, получает дополнительные места в нижней палате, - эта система и сыграет на руку PD.
- С сенатом дела обстоят сложнее: дополнительные места получает партия, которая одержала победу на региональных выборах. За места в сенате будет идти настоящая битва. В сенате 315 мест, из них 4 места пожизненные, шесть сенаторов избираются за границей, а еще одно место принадлежит нынешнему президенту Джорджо Наполитано, чьи полномочия кончаются в мае. Партии нужно получить большинство в 161 место.
- Во многих регионах достаточно много неопределившихся избирателей или тех, кто просто не хочет идти на выборы. Проблемными выглядят Венето, Сицилия и Ломбардия. В них Демократическая партия может и не победить. В этом случае, чтобы создать коалицию, Берсани придется договариваться с Марио Монти. Это будет не так сложно, ведь оба политика готовы поддерживать реформы в Италии и сотрудничать с европейскими лидерами. Это лучший выход для Италии, уверены в банке. Тем не менее, переговоры могут оказаться непростыми.
- Пока, по различным оценкам, PD на выборах получит 143-176 мест, а коалиция Марио Монти - 36-38 мест.
- В Фонде Рубини предполагают, что PD в сенате получит 135 мест, а "Гражданский выбор" - 35 мест.
- Результаты PD довольно серьезные, но Берсани все равно придется искать коалиции с Монти. Во многом это связано и с тем, как нынешнего премьера Италии воспринимают в Брюсселе. Он для них представитель Италии. Именно так будет выглядеть "большая коалиция" в Италии.
- Ключевой риск в том, что Берсани и Монти получат недостаточно голосов, чтобы создать коалицию. Например, сильно вырастет поддержка Сильвио Берлускони или партии "Гражданская революция".
- В этом случае Берсани и Монти попробуют переманить на свою сторону сенаторов, которые были избраны от "Народа свободы", движения "Пять звезд" и "Гражданской революции".
- Если и это не удастся, то в Италии в мае или июне пройдут досрочные выборы. Президент Наполитано в принципе может назначить и техническое правительство для проведения реформ.
- В Unicredit также предусмотрели этот сценарий: это увеличит волатильность и даже панику на рынках.
- Но есть и еще более неприятный сценарий - победа коалиции Берлускони в Палате представителей. Это представляет риск для всей еврозоны. Вероятность этого растет, так как растет и поддержка бывшего премьера. Если Демократическая партия будет втянута в скандал в банковском секторе, то этот сценарий станет вполне возможным.
- Для Берсани самой важной темой является рынок труда. Экономия и балансировка бюджета, конечно, важны, но их нужно сочетать с инвестициями, вложениями в образование и исследования, с поддержкой рынка труда - иначе сокращение бюджетных расходов и рост налогов разрушат рынок труда. С помощью инвестиций он хочет повысить производительность труда и конкурентоспособность экономики Италии.
- Он предлагает сократить социальные налоги и налоги на компании за счет введения налогов на богатство и дорогую недвижимость. Монти с этим согласен, но сначала, по его мнению, надо пересмотреть все расходы бюджета.
- Берсани собирается провести реформу социальной системы и рынка труда - это нужно для борьбы с высокой безработицей среди молодежи и для того, чтобы повысить занятость среди женщин.
- Марио Монти, в отличие от Берсани, убежден, что основой устойчивого роста экономики является надежная бюджетная политика. Он хочет, чтобы бюджет 2013 года уже был сбалансирован, а с 2015 года госдолг должен ежегодно снижаться на 5%, пока не достигнет уровня в 60% ВВП. Для этого нужна программа приватизации.
- Он также настаивает на либерализации рынка труда. Кроме того, Монти беспокоит возможность изменения менталитета и поведения итальянцев, например, госдолжности должны занимать самые талантливые члены общества. Уклонение от уплаты налогов и теневая экономика, по мнению Монти, должны наказываться. В этом с ним согласен и Берсани.
- Берсани и Монти уверены, что надо поддерживать связи с Европой, а сама еврозона должна постепенно стать федеральным государством.
Монти следующий президент Италии? Аналитики пока пытаются угадать, как будет работать коалиция Берсани-Монти.
- Сам Берсани намекал, что хотел бы занять пост премьера, а Монти стал бы в мае следующим президентом Италии. Затем оба политики отбросили такую комбинацию, но согласно источникам фонда, она до сих пор обсуждается.
- Должность президента Италии - это номинальная должность, на которую обычно требуется кандидат, не принадлежащий ни к одной из партий. Премьер-технократ Монти все активнее вмешивается в политику - из-за этого трудно будет достичь согласия по поводу его кандидатуры, против Монти может выступить левое крыло Демократическое партии. Да и сам Монти может не принять этот пост из-за собственных амбиций и принципов. В этом случае он может возглавить Сенат - орган, в котором принимаются важнейшие политические решения.
- Еще один возможный вариант - это кресло министра для Монти. Однако вряд ли он сможет претендовать на столь значимый пост как министр экономики и финансов - он будет отдан кому-то из PD, старшего партнера по коалиции. Монти зато может стать министром иностранных дел.
- Так в случае, если коалиция окажется довольно сильной, то Монти, скорее всего, станет министром. А если поддержка будет недостаточна, то Монти займет президентское кресло - коалиции нужен будет сильный политик на этом посту, чтобы вернуть доверие европейских партнеров.
- Германия заявила, что видит еврозону в долгосрочной перспективе федеративным государством, но заблокировала все краткосрочные шаги, необходимые для дальнейшие интеграции. Франция также заявила о необходимости укрепить общеевропейское руководство, но не предложила ни одного решения.
- Позиция Италии на этом фоне выглядит менее противоречиво: страна выступает за дальнейшую интеграцию Европы. Но поведение партнеров заставляет многих итальянских политиков отказываться от поддержки евроинтеграции.
- В политических кругах Италии доминирует идея о том, что Европа не может дальше идти по нынешнему пути - это приведет континент к разорению и бедности. Политики выступают за новую более интегрированную Европу - подойдет мягкая форма федерализма, при которой сильные страны будут реже вмешиваться в дела слабых, но при этом их поддерживать. Выражением этой политики является и позиция итальянца Марио Драги, возглавляющего ЕЦБ, обещавшего сделать все, что можно и нужно, ради спасения евро.
- Большинство итальянских политиков все еще верят, что принятие евро не было ошибкой. Ошибкой был Маастрихтский договор и принятые принципы функционирования еврозоны. Еврозоне нужна политика, которая позволила бы отвечать на шоки в отдельных странах. Для этого стоит увеличить бюджет ЕС и выпустить еврооблигации как способ финансирования единого правительства.
- Если на национальном уровне страны будут проводить политику экономии, то общеевропейские власти будут стимулировать рост экономики. Итогом будет создание кластерной системы в Европе, центром которой будет еврозона. Она будет окружена странами, входящими в разные союза, - банковский, бюджетного стимулирования, в области безопасности и так далее. Затем будет идти внешний круг, в которой войдут Великобритания, Чехия и другие, - у этих стран будет единая иммиграционная политика.