.
.
СЕГОДНЯ:
 
 
.
.
.
Главное
Главная   /   Главное   /   Анхель Гурриа, гендиректор ОЭСР:"Бизнес в России делать не только тяжело, но и рискованно"
.

18 января 2013 года 17:48

Анхель Гурриа, гендиректор ОЭСР:"Бизнес в России делать не только тяжело, но и рискованно"

 0  
Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС
Российские здравоохранение и образование не поспевают ни за российским обществом, ни за глобальными тенденциями, констатировали эксперты в ходе третьего дня работы Гайдаровского форума. Реальные шаги власти по развитию социальной сферы часто противоречат друг другу это сказывается на качестве жизни всех граждан страны. Проблемы у социальной сферы теже, что и у экономики: российское высшее образование деградирует, квалификация врачей падает, а общество предъявляет государству новые запросы
Москва. 18 января. FINMARKET.RU - Третий и заключительный день работы Гайдаровского форума был посвящен развитию социальной сферы, которая, по мнению собравшихся пока не адаптировалась к новым вызовам и новым требованиям современности.

Чиновники обещали собравшимся быстро построить адаптивную систему образования, которая сможет меняться под меняющиеся требования демографии, ученые говорили о конкурентоспособности российских ВУЗов, предрекая им невеселое будущее. Масла в огонь подили западные гости конференции. Представители ОЭСР напомнили, что россияне, как и латиноамериканцы, самым важным в жизни считают хорошее образование.

"Финмаркет" предлагает наиболее интересные выдержки из выступлений участников.

Ольга Голодец, вице-премьер

"Экономика и рынок труда становятся глобальными. Мы не можем позволить себе проигрывать в квалификации. Наши врачи и ведущие врачи западного мира должны быть врачами одной квалификации. Мы можем опережать их по каким-то направлениям, но не можем позволить проигрывать.

Необходимо взорвать всю нашу систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации и использования этих квалификаций на современном рынке труда. Основой этого будет принятое новое законодательство по профессиональным стандартам.

Сегодня в экономике выигрывают те, кто больше учитывает социальные ожидания, которые постоянно меняются. Умение предсказать направление их изменений и просчитать последствия - путь к успеху.

В России есть две специфические проблемы, отличающие ее проблемы от других стран.

Во-первых, очень неравномерная возрастная структура населения. Разные по численности поколения создают в разное время разные напряжения в тех или иных сегментах социальной сферы.

Например, количество рожденных. Мы не тешим себя мыслью, что ситуация с разной численностью поколений у нас выровняется: поколение, когда в начале 90-х годов у нас рождалось по 1,2 млн детей в год, никогда не родит нам столько же детей, как поколение времен 1,8 млн ежегодных рождений. С точки зрения запроса к инфраструктуре - мест в детских садах, школах - такие колебания серьезная проблема.

Мы должны сделать нашу инфраструктуру гибкой, способной отвечать на вызовы разной востребованности отдельных ее сегментов в то или иное время. Для этого происходит объединение школ и детских садов в единые образовательные комплексы, чтобы имеющаяся база эффективно использовалась при изменении потребности в разных уровнях при смене поколений.

Второй специфический вызов России - тема расселения по ее территории. Экономическая целесообразность требует закрытия, например, школ в мелких поселениях. Есть реальная ситуация в одном из регионов, где 2500 поселений с численность населения в каждом менее 50 человек. Закрыть школу - значит, обречь их на вымирание.

Но если раньше был тренд переселения из мелких городов в крупные, так сейчас начинает возникать обратное движение. Меняется направление миграционных потоков: люди стремятся уезжать в деревню, способную обеспечить лучшие экологические условия, чем крупный город. Этот поток пока маленький, но тенденция разгрузки мегаполисов имеется. И мы должны угадать те города, которые будут в ближайшее время востребованы как места комфортного проживания.

У нас появилось хуторное расселение, чего не было еще десять лет назад. Это предъявляет совершенно другие требования к школьному образованию и медицинскому обслуживанию. Мы должны создать условия для комфортной жизни и в Москве, и в других типах поселений.

Сегодня коренным образом меняются подходы к образованию. Оно поворачивается в сторону увеличения охвата тем изучения. У ребенка должно быть развито как можно больше его способностей и интересов. Например, в Китае начинают вводить в школах в качестве обязательного предмета обучение игре на одном из музыкальных инструментов. Считается, что это способствует повышению конкурентоспособности ребенка. Разносторонне развитый ребенок с большей вероятностью создаст айпад, чем другой.

Поэтому мы тоже уделяем такое внимание дополнительному образованию помимо традиционного набора общеобразовательных предметов.

Во всем мире здравоохранении развивается быстрее, чем все остальные отрасли. Есть ощущение, что мы стоим на пороге очень серьезных открытий, которые в принципе изменят ситуацию с нашим здоровьем, благосостоянием.

Но в России есть несколько прикладных задач, которые требуют срочного решения. Повысить показатель продолжительности жизни и снизить младенческую смертность. Первую проблему мы намерены решать за счет широкой диспансеризации работающих и повышения доступности высоких технологий для тех людей, которые столкнулись с серьезными заболеваниями. Эта проблема решаема нашими финансовыми и организационными ресурсами в рамках трехлетней программы, чтобы улучшить показатели здоровья нации. Уже к 2018 году мы должны достичь средней продолжительности жизни россиян не менее 75 лет.

Еще один пример серьезности вызовов, на которые нам приходится отвечать, - показатели младенческой смертности (одного из основных показателей здоровья нации) у россиян и мигрантов. У москвичей без учета мигрантов показатель младенческой смертности составляет 2,4 промилле. Это очень хороший показатель, абсолютно на уровне ведущих развитых стран. А если с мигрантами - превышает 8 промилле. Представляете, какой разрыв. Нужно уметь стирать его, встраивая мигрантов в наши модели здравоохранения.

По уровню младенческой смертности Россия занимает примерно 160 место из более 220 стран, если считать от государств с самым высоким показателем. Неплохо. Но США, которые тратят на здравоохранение гораздо больше нас - 16% ВВП, находятся на 173 месте. Нас разделяет всего 13 позиций".

Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ

"В образовании еще при активной жизни большинства присутствующих мы начнем переживать феномен "Автоваза": наблюдать вытеснение отечественного производителя с чрезмерно защищенного рынка.

Барьер доходов и заработной платы на пути доступа к самому качественному на глобальном рынке образованию сегодня может преодолеть от 5% до 7% российских семей. К 2020 году это может быть 15%, к 2030 году до трети, а может быть и половина. Причина не только в росте доходов наших граждан. Очаги качественного образования появятся в относительно дешевых для жизни странах: в первую очередь - в Китае и арабском мире.

Необходимо преодолеть замкнутость нашего образования. Надо перестать бояться, что кто-то уедет. Надо

  • Повышать глобальную адаптированность нашего среднего и высшего образования. Возможность поступить на хорошую программу за рубежом должна быть одним из критериев успеха этой работы;
  • Развивать новые формы - университет в сети;
  • Поддерживать экспансию университетов, как наиболее конкурентного сегмента нашего высшего образования, в школы;
  • Формировать следующие после вуза стадии профессионального образования. Пока мы вообще не думаем, что такие системы есть и они востребованы за пределами медицины.

Вытеснение российского образования импортным пойдет не по линии старых институтов (зачем преодолевать огромные транзакционные издержки), а по линии этих новых форм. Мы это уже можем видеть на рынке труда, где конкурентными факторами стали отметки о прохождении стажировок и получении дополнительных степеней за рубежом.

Необходимо преодолеть провинциальную систему аттестации кадров. Надо перейти к международным степеням. Мы производим бог знает что. Наша система аттестации имеет брак от 60% до 80% диссертаций.

Мы совсем неконкурентоспособны по инфраструктуре. К нам никто не поедет, если не будет нормальных кампусов.

Сопоставив эффективность обучения в кампусах и в российском типе разбросанных университетов, мы выяснили, что обучение в кампусе эквивалентно прибавке к учебному процессу двух часов ежедневно. Мы гарантированно теряем за время обучения один год из пяти-шести лет. У нас недостаточно времени для занятий, научного общения, социальной жизни студентов.

Гонка за высшим образованием создает основной социальный риск: формирование людей, получивших амбиции по доходам и карьере, но неспособных их реализовать, то есть псевдообразованного класса. Это реальный вызов для России, который может привести к неблагоприятным социальным и политическим последствиям.

При этом ограничение, сжимание высшего образования - путь в никуда. Тягу к высшему образованию преодолеть невозможно. Надо выделить в этом рациональное звено: желание людей расширить общие социальные компетенции, продвинутый иностранный язык, гуманитарные науки, коммуникации, погружение молодежи в понимающую ее социальную среду. Это модель первых двух лет обучения, реализованная во многих странах через колледж.

Мы же продолжаем четырехлетние программы, где два последних года имитируются и с той и иной стороны: в аудиториях большинства вузов в это время на лекциях никого нет, все работают.

Чтобы избежать гонки за формальным повышением показателей, например, по ЕГЭ, надо думать о снижении барьеров. Разрешить вузам в полтора-два раза увеличить прием абитуриентов с последующим масштабным выбыванием (французская модель)".

Сергей Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской академии внешней торговли

"Сейчас вузы финансируются в расчете на одну голову студента. Государство, как крупнейший потребитель образовательных услуг, создает квазирынок образования, заказывая нужных себе специалистов. Предполагается усреднение расходов на одну и ту же специальность: тем вузам, которые получали больше, финансирование снизят до средней величины, тем кто меньше (это слабые вузы) - увеличат.

Но образование - крайне дифференцированный продукт. Трудно сравнивать вузы не только разной, но и похожей специализации.

Подушевая система финансирования развивает конкуренцию, но может выбросить из системы образования часть вузов. Одним из критериев востребованности вуза является средний бал ЕГЭ поступающих туда абитуриентов. Низкий бал имеют вузы, которые готовят специалистов в сфере машиностроения, водоснабжения и канализации, сельского хозяйства. Они получат меньше финансирования. Нам такие специалисты не нужны?

Установленный норматив финансирования включает постоянные и переменные расходы. Постоянные расходы - это содержание, обогрев, ремонты, уборка зданий. И переменные - заработная плата, стипендии, библиотеки, расходы на учебный процесс.

Вузы, имеющие большие имущественные комплексы, не смогут их содержать. Что делать с бассейном, если в большинстве других вызов его нет. Нам говорят, открыть фитнес-центр, а студентов туда не пускать. Но нас назначали ректорами вузов, а не директорами фитнес-центра. А бассейн строился для студентов.

Придется отказаться от двух обязательных иностранных языков. Ну тогда какая это академия внешней торговли?

Единые нормативы несовместимы с эффективным контрактом. Он препятствует выполнению президентского указа о доведении средней зарплаты преподавателей вузов до 200% средних зарплат по региону. Средние зарплаты в регионах отличаются в разы. Норматив и указ президента совместить нельзя: либо одно либо другое".

Анхель Гурриа, гендиректор Организации экономического сотрудничества и развития

"Одна из главных социальных проблем России - большой разрыв между доходами регионов и отдельных групп населения, больший, чем в других странах ОЭСР. 17% населения составляют бедные; средний показатель по странам ОЭСР - 10%. Нужны прогрессивные подходы к налогообложению, налоги на доходы должно начинаться с более высокого уровня.

Нужно выровнять уровень трудовых прав всех трудящихся. Те работники, которые находятся внутри системы трудовых договоров, защищены сильно. Но растет сектор, где этой защиты нет вовсе. Минимальные гарантии должны быть предоставлены всем работающим по срочным договорам.

Остается нерешенным в России институциональный вопрос. Нужно повысить эффективность госуправления. Требуется более открытая, компетентная система госуправления, повышение вовлеченности граждан в управление государством.

Бизнес в России делать не только тяжело, но и рискованно. Требуется сократить бюрократизм, повысить качество законов и регулирования, оптимизировать судебную систему. Правоприменение тоже не на высоте.

В итоге в российскую экономику инвестируется меньше, чем аккумулируется здесь запасов. Вы добились решения самой сложной части задачи: обычно всем не удается накопить ресурсы. Но вы мало инвестируете.

Вызовы, может быть, потому и остаются, что у вас столько преимуществ - сырьевое богатство, крепкий бюджет, низкая безработица, высокий уровень образования. Трудно разбить стеклянный купол. Надеемся, что вступление России в ОЭСР позволит вам четче понимать необходимое направление реформ".

Энтони Гуч, директор по внешним связям и коммуникациям ОЭСР

"Показатель ВВП стал каким-то наваждением. В жизни же есть нечто большее.

Главным бенефициаром экономического развития должны быть граждан, избиратели. Возмущение - это то, что сегодня растет в мире. Мы живем в очень трудный момент для политиков, им все труднее держать ситуацию под контролем.

Мы решили, не отказываясь от показателя ВВП, надстроить его новым механизмом измерения благосостояния. Индекс лучшей жизни разрабатывается для 34 стран ОЭСР, а также России и Бразилии.

В нем оцениваются 11 показателей благосостояния: доход, жилищные условия, здоровье, уровень образования, баланс между работой и отдыхом, участие в общественной и политической жизни, экологический условия и общая удовлетворенность жизнью, как важнейший компонент нашего благосостояния.

По результатам проведенного на сайте ОЭСР опроса приоритета показателей выяснилось, что жители латиноамериканских стран поставили показатель удовлетворенности жизнью на более низкую позицию, чем жители скандинавских стран. В Латинской Америке по важности на первом месте - образование. А например, в Японии (вы никогда не догадаетесь) - безопасность. Для страны, пережившей цунами и ядерную катастрофу, это понятно. Не случайно, власти этой страны решительно отказались от использования мирного атома.

В России тоже удовлетворенность жизнью далеко не на первом месте. Его занимает образование. Жилищные условия тоже очень важны для россиян. Гражданские права стоят на самом низком уровне среди приоритетов (такая же ситуация по итогам опроса в среднем по всем странам - "Финмаркет")".



Опубликовано Финмаркет
 


Материалы по теме

 
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.

ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ АНАЛИТИКИ ФИНМАРКЕТ:

E-mail:     Код:    

.
.