- Самый динамичный сектор международной торговли сегодня - это торговля внутри цепочек снабжения. Эта торговля выглядит так: изобретение покидает лабораторию в Калифорнии, чтобы его компоненты были произведены на Тайване, в Китае, Корее или Турции, и собраны в единое изделие еще где-то.
- В этом мире торговые барьеры бессмысленны, а протекционизм просто убивает любую национальную экономику.
- Быстро усвоив эту закономерность, развивающиеся страны в одностороннем порядке стали снижать тарифы и охотно подписывали различные региональные соглашения о расширении инвестиционного сотрудничества.
- Новые правила и нормы, которые станут основой расширения цепочек поставок в ближайшие годы, будут зависеть уже не от Всемирной торговой организации, а как раз от региональных соглашений. Попытки их гармонизировать уже активно предпринимаются.
Чемпионы модернизации Начиная с 1990-х с глобализация прочно ассоциировалась с резким падением доли богатых стран в мировом ВВП, производстве и экспорте. Главными выгодоприобретателями от этих процессов стали развивающиеся экономики, которые не стали создавать свою техническую и производственную базу сами, а просто присоединялись к уже существующим цепочкам поставок. За счет США и Германии сумели развить свои возможности Китай, Польша и Турция, за счет Японии - Китай, Корея, Индонезия и Таиланд.
Сегодня в мире появились мощные транснациональные блоки, созданные странами, входящими в одну цепочку поставок, это Трансатлантическое партнерство, Транстихоокеанское партнерство, партнерство ЕС и Японии. Внутри этих блоков нормы ВТО уже не так важны, страны внутри этих цепочек синхронизируют не только торговые правила, но и правовые системы, правила работы на рынках, таможенные стандарты и так далее. Новые правила игры Эта новая мировая архитектура создается по новым правилам, которым должны подчиниться все желающие участвовать в процессе обмена технологиями.
- Основное правило для присоединения к цепочке : "ваши технологии в обмен на мои реформы". Это означает, что развивающаяся страна должна синхронизировать свою правовую систему, регулирование, правила доступа на рынок с действующими в развитых странах.
- Для Китая, как полагает Болдуин, может быть сделано исключение: с ним развитые экономики будут сотрудничать, основываясь на принципе "доступ на китайский внутренний рынок в обмен на технологии".
- От стран, экспортирующих сырье, таких, как Бразилия, Россия, Австралия или Южная Африка, никто не ждет ничего особенного. Им не нужно проводить реформы, чтобы продавать участникам цепочек свои ресурсы, но если спрос на ресурсы исчезнет, спасать их никто не будет.
- Крупнейшие развивающиеся экономики постепенно продвигаются вверх в рэнкинге лидеров мирового производства - Китай, Бразилия, Индия и Южная Корея улучшают свои позиции десятилетие за десятилетием.
- Интересно, что Россия и Индонезия появились в топ -15 рэнкинга только в 2010 году.
- Среди стран, занимающих первые 15 мест, разброс доли производственного сектора ВВП довольно велик - от всего 10% для экономики Великобритании до более чем 33% для Китая. Крупнейший производитель в мире, США, могут похвастаться довольно скромными 12%.
- При этом интересно, что доля производства в ВВП продолжает расти только в странах с низким уровнем дохода (менее $1005 в год). Для стран со средними доходами темпы роста уже начали замедляться.
- Конечно, доля производства в ВВП может изменяться из-за развития автоматизированных систем и внедрения инновационных программ, но в некоторых странах, например, в Южной Корее, снижение его доли в ВВП может маскировать быстрое снижение количества рабочих мест.
- Для стран со средними доходами процесс снижения доли производства в ВВП связан с тем, что цены на товары длительного пользования снижаются, выгода от производителей переходит к потребителю в виде более доступных цен. Другое объяснение связано с усложнением самих производственных процессов, они включают в себя все больше различных этапов и требуют все большее количество различных услуг - логистических, финансовых и других.