Причина в том, что методика Центробанка по определению объема ввоза/вывоза капитала уникальна в мировой практике. Эксперты посчитали ее некорректной для определения реальных масштабов оттока, предпочтя ему методику Всемирного банка. По ней отток в прошлом году получился намного меньше номинально, но зато - вдвое больше, чем в кризисном 2008 году.
Правда, один из авторов исследования, партнер E&Y Александр Ивлев заверил "Финмаркет", что устойчивая негативная тенденция, которая, согласно новой методике, берет начало с 2007 года, не получит продолжения в 2012 году. Он полагает, что в этом году из России будет вывезено меньше, чем в прошлом - впрочем, и по методике ЦБ получится такой же результат. Сергей Нарышкин, председатель Госдумы "В открытой рыночной экономике капиталы направляются туда, где им лучше - выше доходность и ниже риск. Цель государства сформировать такие институциональные условия, которые обеспечили бы достаточный приток ресурсов для социально-экономического развития страны. Надо разобраться, в чем причины оттока капитала. В самом ли деле это бегство капитала? Возможно, надо частично изменить характер показателей. Этот отчет поможет понять взаимосвязь показателей оттока/притока капитала и в целом динамики инвестиционного климата в стране". Кирилл Дмитриев, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) "В рамках работы комитета по инвестициям при Госдуме мы решили провести исследование, чтобы правильно анализировать и понимать цифры. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев поддержал результаты нашего исследования. Позиция ЦБ заключается в том, что их показатель "чистого ввоза/вывоза капитала частным сектором" не равнозначен в чистом виде оттоку или притоку капитала. Это чисто бухгалтерский показатель. Ни одна страна мира не использует методику нашего ЦБ. Надеемся, что ЦБ будет дополнительно разъяснять, что их цифра не является показателем чистого оттока капитала. Например, в данных за 2011 год $6,6 млрд в оттоке - это самолеты, которые приобретены российскими компаниями для полетов в России с российскими экипажами. Это чистые инвестиции в Россию. Но собственность на авиатехнику оформлена с использованием офшорных схем, которые искажают статистику. Порядка $10 млрд составляют инвестиции наших компаний за рубеж. И это были учтены только самые крупные сделки. На самом деле их объем был еще больше. Это экспансия капитала, а не отток. Она хороша для России. Нет взаимосвязи между показателями инвестиционного климата в стране, рассчитанными по самым разным методикам известными исследовательскими центрами, и объемами оттока капитала из России. Отток увеличивается, когда проблемы возникают в мире, а не у нас в стране.
Надо подумать об использовании нового показателя. Возможно, за основу следует взять методику, применяемую Всемирным банком. Но, конечно, это не значит, что не надо заниматься улучшением инвестклимата". Александр Ивлев, партнер E&Y "Показатель ЦБ "чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором" показывает изменение чистых позиций по финансовым активам и обязательствам. Речь не идет о потоках капиталов. Он не отражает экономическую суть операций, а лишь суммирует изменения активов и обязательств между резидентами и нерезидентами. Он мало согласуется с известными данными о состоянии инвестиционного климата в стране. В период формального снижения коррупции в России, по данным международной организации Transparency International, отток капитала из России, по данным ЦБ, увеличивался, а в периоды роста индекса TI - напротив, снижался.
Само по себе перемещение капитала из страны не является негативным фактором для российской экономики. Объемы оттока капитала из страны, как доли в ВВП, в Кувейте и Норвегии в разы хуже, чем в России. Большой отток есть и у Китая. Иностранные компании стараются, заработав деньги на развивающихся рынках, переместить их за границу. По опросам E&Y, в 2007 году 56% иностранных инвесторов были довольны своим решением прийти на российский рынок, в 2012 году таковых стало 71%. Рост среднего класса и потребительского рынка становится одним из трех важнейших факторов, определяющих решение инвестировать в Россию. Программа деофшоризации нашей экономики нужна, как говорил президент Владимир Путин. Но не всегда перевод в офшоры - это однозначно вывоз капитала. В большинстве своем работает принцип: что уходит, то и возвращается.
Рынки развивающихся стран становятся более интегрированными в мировую экономику. Происходит экспансия капиталов из России". Сергей Беляков, замминистра экономического развития "Спасибо за то, что они помогли нам разобраться с цифрой оттока капитала. С этим у нас действительно не очень хорошо: отток присутствует, но, чтобы бороться с явлением, надо понимать его суть. Очень часто прибыль российских подразделений международных компаний используется ими для затыкания дыр в своих подразделениях в других регионах мира. Задача любого правительства содействовать не только притоку капитала, но и экспансии отечественных компаний на зарубежные рынки, где сейчас усиливается конкуренция. Но мы намерены очень интенсивно работать над сокращением оттока капитала. Офшоры используют для реинвестирования в Россию: примерно, сколько уходит, столько и возвращается. Но это значит, что-то не в порядке у нас с институтами, раз требуется вывод капитала за границу. Изменить ситуацию может создание у нас международного финансового центра". Алексей Моисеев, замминистра финансов "Откорректированный показатель не означает, что у нас все хорошо. Цифра все равно остается значительной для российской экономики. Все равно нам надо думать, что сделать, чтобы Россия из страны, откуда капитал уходит и где-то скапливается, стала привлекательной для вложений в национальную экономику. Многие российские компании переросли внутренние рынки и становятся транснациональными. Но большое количество ресурсов, которые зарабатываются в России, не инвестируются, а лежат на депозитах российских компаний в зарубежных банках. Российская финансовая система должна быть удобной для отечественных компаний и граждан для инвестирования в российскую экономику. Сейчас много предлагается: построим валютный забор и никого не будем выпускать. Но если взять российскую экономику и добавить туда все деньги оттока, то у нас моментально вырастут всевозможные пузыри на рынках различных активов. Они будут надуваться и потом схлопываться. Проблема оттока капитала - это проблема эффективности нашей экономической политики. В результате регулирования в текущей институциональной структуре нашей экономики эти деньги в Россию не текут. Людям удобнее работать с английским правом, а не с российским". Наталья Ханженкова, ЕБРР "Какова бы ни была окончательная цифра оттока капитала из России, главный вопрос - как добиться притока инвестиций. Без этого невозможна ни диверсификация экономики, ни ее качественный рост. Надо сравнить нас с развивающимися странами, которые растут очень быстрыми темпами. Ключевая проблема - улучшение инвестиционного климата в стране. Препятствия для развития бизнеса в России остаются".