- Решать проблему опережающего экономического роста Минэкономразвития предлагает расширением внутреннего потребления домашних хозяйств. Примерно на треть оно будет обеспечиваться за счет банковского кредитования населения.
- В сочетании с темпами увеличения доходов населения, превышающими показатели роста производительности труда, это неизбежно создаст большое напряжение в финансовой системе, которая станет очень чувствительной к внешним шокам.
При этом не вполне понятно, как Россия почти без потерь минует грядущие мировые кризисы, которые подорвут здоровье глобальной экономики.
- Как и большинство экспертов, экономисты Центра развития ВШЭ считают более вероятным новый мировой кризис в 2013-2015 годах, а не в 2018, как полагает Минэкономразвития.
- Необоснованным они считают и предположение Минэкономразвития о повышении устойчивости российской экономики к глобальным шокам. Более вероятным им кажется снижение темпов роста ВВП в кризис на 5-8 п.п., а не на 2-3,5 п.п., как написано в прогнозе.
- Внутренние причины возникновения рецессий в России в прогнозе не описаны вовсе.
Стимулирование потребительского кредитования будет сочетаться со снижением доступности кредитов для производства. Базовый инновационный сценарий развития банковской системы предполагает стабилизацию объема кредитной задолженности предприятий на уровне 50% ВВП. Эксперты РАНХ такое допущение считают странным. Это означает, что любые инвестиции в развитие предприятий будут финансироваться за счет наращивания их внешней задолженности. При любых неблагоприятных изменениях внешних условий неизбежна потеря темпов роста вплоть до спада. Эксперты РАНХ делают однозначный вывод: "растущая долговая нагрузка на домашние хозяйства и корпорации, недостаток внутренних ресурсов для расширения кредитования приводят к существенным структурным диспропорциям в финансовом секторе, несущем прямую угрозу финансового кризиса и спада в экономике". Госинвестиции приведут лишь к наращиванию долга Минэкономразвития так и не придумало новую модель роста, считают эксперты ЦР ВШЭ.
- восстановительный рост российской экономики в 2011-2012 годах завершился, а докризисную инвестиционную привлекательность Россия потеряла;
- благодаря усилиям Центробанка темпы роста кредитования населения уже в следующем году снизятся вдвое (с нынешних 40% в год до 20%);
- нет предпосылок к ускорению роста доходов населения (он прогнозируется на уровне 2,6% в 2013 году и около 2% в год на протяжении 2013-2020 годов).
- По всем сценариям Минэкономразвития инфляция уверенно снижается к 2030 году до 2-3% в год, что никак не согласовано с планами ускоренной индексации тарифов на электричество и газ.
- Предположения о существенном увеличении экспорта машиностроительной продукции и снижении импорта не опираются на динамику роста трудовых издержек (предполагается ускоренный рост заработной платы в валютном выражении по сравнению с производительностью труда). Чтобы остаться конкурентоспособными, отечественные производители должны более чем вдвое снизить энергоемкость своих производств.
Минэкономразвития предлагает лишь один способ ускорения роста - стимулирование с помощью госинвестиций. Для этого в форсированном сценарии развития министерство предлагает тратить бюджетные деньги, не ограничивая себя бюджетными правилами. Дефицит бюджета должен быть зафиксирован на уровне 3% ВВП (при его постепенном увеличении с 1,6% в 2011-2015 годах до 3,9% в 2025-2030 годах), при том, что по принятому летом бюджетному правилу он не может превышать 1% ВВП. Эксперты ВШЭ считают безопасным уровнем бюджетного дефицита для России 1,5% ВВП. Остальные ресурсы для решения задач развития человеческого капитала можно было бы взять за счет "бюджетного маневра" - перераспределения расходов от силового блока и поддержки промышленности на инфраструктуру и человеческий капитал. Правительству нужна новая промышленная политика, "не имеющая узкоотраслевой направленности и сфокусированности на так называемых национальных чемпионах", считают эксперты. Проще говоря, деньги можно найти, если не тратить их на поддержку госкомпаний. Вместе с дефицитом бюджета будет увеличиваться госдолг - с нынешних 10% до 39% ВВП в 2030 году. Это слишком высокие темпы наращивания долга. На внутреннем рынке не удастся найти нужных объемов, а внешние заимствования придется делать на невыгодных условиях. Резко вырастут расходы на обслуживание госдолга. Безопасным в ЦР ВШЭ считают уровень госдолга в 25% ВВП, что позволяет иметь дефицит бюджета в пределах 1,0-1,5% ВВП. Но, главное - только за счет госбюджета быстрый рост доли инвестиций в ВВП не обеспечить. Причина - в невысокой эффективности госинвестиций. Реальных же шагов по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики для внешних и внутренних инвесторов в прогнозе почти нет, при том что чистый отток капитала сейчас составляет 4,5% ВВП.. Уже к 2014 году Минэкономразвития ожидает снижение до нуля сальдо счета по текущим операциям. Далее этот показатель остается отрицательным до конца прогнозного периода по всем сценариям, кроме инновационного (там небольшой плюс). "Это означает, что обменный курс рубля будет критически зависеть от капитальных потоков. В текущей ситуации в мировой и российской экономиках устойчивый тренд притока капитала вряд ли возможен", - предупреждают экономисты РАНХ о постоянной угрозе ослабления рубля. Для поддержания номинального курса рубля стабильным требуется ежегодных чистый приток капитала в размере 4,5% ВВП (или $130 млрд в год) в 2016-2020 годах и 6,1% ВВП в 2021-2025 годах (свыше $400 млрд ежегодно). Таких объемов инвестиционного капитала просто нет на мировом рынке, уверены в РАНХ.
Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) "В прогнозе Минэкономразвития не может быть противоречий между отдельными показателями, так как в его основе заложена балансовая модель: все показатели взаимоувязаны по определению. Другое дело, что прорывной вариант - это некая граница производственных возможностей, что мы в принципе можем выжать из экономики, да еще в условиях нормальной конъюнктуры на внешних рынках, да еще наилучшим образом воспользуемся всеми имеющимися у нас ресурсами. Это если мы всем классно рулим, государство с бизнесом правильно определяют приоритеты, все эффективно используют. При этом мы идем на всевозможные риски тут и там, а дестабилизации не происходит, все срастается. Рост инвестиций, действительно, предполагается существенный. И в основном это внутренние средства самих компаний. Это просто из баланса по источникам вытекает. И конечно же не государственные инвестиции, которые будут расти достаточно низкими темпами из-за бюджетных ограничений. Принято считать, что Россия - существенно недоинвестированная страна. Поэтому у нас есть возможности по привлечению и иностранных инвестиций, если мы будем правильно развиваться. Некий произвол есть только в прочих инвестициях, где учитываются кредитные, фондовые ресурсы и использование инвестресурсов, перераспределяемых через финансовую систему. Это все виды национальных сбережений - резервные фонды, пенсионные накопления. Вот здесь можно строить всякие гипотезы. Главные риски - в эффективности использования. Ставится задача одновременно обеспечить доходность и надежность. Для надежности все проще закатать в американские облигации. Если мы хотим чего-то более интересного, то мы должны найти возможности использовать их внутри страны. А у нас быстро растущих и высокодоходных бизнесов не так много". Алексей Балаев, Экономическая экспертная группа "Теоретически, у прогноза не должно быть какой-то стратегической цели. В пояснительной записке к нему нигде не говорится, что стоит задача снизить инфляцию или обеспечить такой-то экономический рост. Прогноз нужен для того, чтобы предсказать, например, последствия выбора той или иной формулы бюджетного правила: какие при этом будут доходы, расходы, дефицит. Или для долгосрочного планирования развития пенсионной системы. Правда, в майских указах президента были установлены вполне конкретные целевые макроэкономические показатели, например, увеличить объем инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% - к 2018 году; увеличить производительность труда в 1,5 раза, а долю высокотехнологичных отраслей - в 1,3 раза. Эти показатели закладываются в прогноз как данность. А вот, например, прогнозируемый уровень инфляции является не столько расчетной или моделируемой величиной, сколько предполагаемой. Обратная связь, судя по представленным данным, не просчитывается. Очевидно, в Минэкономразвития надеются, что с помощью жесткого таргетирования инфляции рост цен на потребительском рынке можно будет подавить даже с учетом существенного индексирования тарифов естественных монополий. Низкая инфляция, в свою очередь, дает возможность наращивать инвестиции за счет того, что появляется много длинных денег. В итоге показатели по инвестициям, приток которых должен обеспечить модернизацию промышленности и рост производительности труда, в прогнозе явно завышены, особенно на ближайшие годы - около 7% темпы роста. Это излишне оптимистично. Ничего не сказано, какие предполагается принять меры по улучшению инвестиционного климата, какие структурные или институциональные реформы будут проводиться. Не исключено, что показатели по инвестициям станут целевыми для крупных компаний, с которыми государство будет согласовывать инвестиционные планы. Может быть даже директивно. В пояснительной записке во многих местах говорится, что темпы инвестиции будут задаваться топливно-энергетическим сектором, где, кстати, очень велика роль государства. На ближайшие годы это возможно. Но после 2015 года показатели инвестиций все равно представляются завышенными, недостаточно обоснованными. В прогноз Минэкономразвития до 2017 года заложены примерно те же показатели роста производительности труда, которые рассчитаны для нашей страны ОЭСР. А вот после этого в 2018-2030 годах ОЭСР ожидает в России среднегодовые темпы роста производительности труда в 3-4% в год, а не 4,5%, как у Минэкономразвития (в новом консервативном варианте - 3-3,5%, в инновационном - 4-5%, в прорывном - 5-6% - "Финмаркет"). Прогнозы производительности могут быть завышены. Но в прогнозе есть предположение о существенном росте инновационного сектора. Если это оправдается, то показатели производительности могут быть достигнуты. Хотя предположение, что инновационный сектор будет расти так быстро, очень зыбкое".