Чикаго. 30 октября. FINMARKET.RU - Не каждый человек может похвастаться хорошими воспоминаниями о школе. Кого-то в классе дразнили обидными прозвищами, кто-то все 10 лет учебы просидел на задней парте, а кто-то изо всех сил общался с одноклассниками и завоевывал их доверие, дружбу и, может быть, даже любовь.
Последние, как
показало исследование Габриэллы Конти из Университета Чикаго и ее коллег, вели себя умнее всех, ведь их социальные навыки, полученные за счет общительности, окупятся в будущем. Они будут получать больше своих закомплексованных одноклассников и сохранят эту прибавку в течении всей трудовой жизни.
Суть эффекта школьной популярности проста - популярные в своей среде школьники раньше сверстников осознают, что им нужно для того, чтобы преуспеть в дальнейшем - например, как себя вести в будущем рабочем коллективе и как быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Школа становится для них в полном смысле "школой жизни": они учатся завязывать дружбу, оказывать влияние на своих одноклассников и даже интриговать.
В основе исследования Конти - данные лонгитюдного (долгосрочного) исследования штата Висконсин - The Wisconsin Longitudinal Study (WLS). В фокус исследования попали 10 317 мужчин и женщин, окончивших в 1957 году старшие классы общеобразовательных школ в этом штате. Данные для исследования собирались в 1957, 1964, 1975, 1993 и 2004 годах и помогли систематизировать значительное количество интересной социально-экономической информации о выпускниках.
Факторы, определяющие популярность
Основная задача группы Конти состояла в том, чтобы выявить зависимость между уровнем популярности в школе и уровнем экономического успеха в уже взрослой жизни (уровень дохода).
В расчет брались три группы решающих факторов:
- Психологический климат в семье;
- Три независимые переменные - уровень интеллекта, возраст (год рождения) и доход семьи;
- Так называемая "гемофильность" (американский психологический термин, не имеющий пока устоявшегося и общепринятого перевода на русский язык), то есть склонность людей формировать отношения с "себе подобными", людьми схожих взглядов, ценностей, социального и интеллектуального уровня.
Анализ этих факторов позволил сделать следующие выводы:
- Социальная популярность в школе зависит от благоприятного психологическиго климата в семье - доверительных отношений с родителями и братьями/сестрами.
- Обладатели высокого уровня интеллекта привлекательны для своих сверстников и лучше понимают свои возможности, а также то, что может дать им социальное взаимодействие и общение. А вот доход семьи школьника практически никак не влияет на успешность его социального взаимодействия со сверстниками. Возраст тоже не критичен для школьной популярности, хотя к более старшим относятся с большим пиететом.
- Связь социальной популярности и гемофильности очень сильна: популярные школьники завязывают дружеские отношения на основании общих интересов и взглядов, а не, скажем, одинаковой этнической или религиозной принадлежности.
Помимо трех групп переменных был проанализирован и географический фактор - местонахождение школы и численность учеников в классе. По данным исследователей, в крупных городах (но не мегаполисах) ученики меньше всего склонны к социальному взаимодействию, тогда как в мегаполисах и маленьких городах (а также в сельской местности) ученики демонстрируют наивысшую тягу к общению.
Популярность и деньги - на всю жизнь вместе
Говоря о будущих доходах выпускников, ученые отмечают: уровень дохода во взрослой жизни зависит не от числа друзей, названных непосредственно участником опросов, а от его действительного уровня популярности. Который определяется количеством упоминаний этого ученика в качестве "друга" его одноклассниками.
Этот социальный капитал оказывает существенный эффект на финансовую успешность: популярные школьники получают в среднем 10%-ную "надбавку" к уровню дохода во взрослой жизни, и этот процент удерживается даже спустя 40 лет трудовой деятельности. Получается, что социальный капитал действительно трансформируется по прошествии лет в финансовый.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.