- Тогда образовалось множество стран, разных по уровню развития и привлекательности. Многие из них были особенно интересны западным странам.
- Сейчас повторяется та же история с Ближнем Востоком - страны Запада пытаются как можно быстрее найти контакты с местными властями. Помощь становится инструментом влияния на новые правительства и способом застолбить за собой выгодные и перспективные проекты, прежде всего, в сфере добычи полезных ископаемых.
- Как и в 1990-е годы, западные правительства решили воспользоваться ситуацией и отправили в регион обильную помощь - эти финансовые ресурсы нужно использовать на либерализацию экономики и демократические реформы.
- ЕС, например, направляет в регион помощь лишь при условии обмена - финансы взамен реформ. Однако политику объясняют и другие факторы, например, желание наладить коммерческие связи с нефтяными странами вроде Ливии, а также опасения за то, что из этих стран начнется массовая иммиграция.
- При оказании помощи странам бывшего соцблока западные правительства помимо помощи в целях развития хотели обеспечить большие рынки сбыта своей продукции и устранить ядерную угрозу.
- На Ближнем Востоке сейчас ведется борьба за влияние. Нефтяные королевства региона стараются поддержать более консервативные религиозные группировки.
- На объемы помощи в СНГ и Восточной Европе значительное влияние оказывало количество населения стран, получавших помощь. Причем в других странах влияние этого фактора было меньше. От части развитые страны искали крупные рынки сбыта.
- Финансовая помощь странам СНГ и Восточной Европы во многом была связана с коммерческими интересами. Обычно объемы торговли имеют небольшое значение при определение объема помощи. Однако для СНГ это было одним из важных факторов: чем больше рынок, тем больше помощи.
- Доход на душу населения не оказывает значительного влияния на объемы помощи. Но, тем не менее, корреляция здесь негативная: чем выше доход, тем меньше объемы оказываемой помощи. Тем не менее, бедные страны Центральный Азии до сих пор получают лишь незначительную долю помощи, ведь они стратегически неинтересны развитым странам.
- Количество природных катаклизмов за последние несколько лет не играло значительной роли.
- Кроме того, помощь использовалась для того, чтобы страны проводили реформы. В странах СНГ было и свое региональное деление:
- Россия получала куда больше помощи, чем другие стран СНГ, например, Украина и Беларусь. В целом эти три страны получили больше, чем кавказские республики и страны Средней Азии. Россия получила куда больше помощи, чем ей было обещано.
- Куда больше помощи получали страны, близкие к Западной Европе, например, Польша. Чем дальше от Европы страна находилась географически, чем меньше она получала помощи. Это ясно, страна Западные Европы старались помочь соседям, с которыми легче было наладить политические и коммерческие отношения, что значительно снижало риски.
- Еще одним значительным риском в это время был политический кризис в странах, обладающих ядерным оружием, например, в России. Этим как раз и можно объяснить потоки помощи в страны СНГ и особенно в Россию. Помощь предлагали в обмен на сокращение ядерных арсеналов.
- Главным донором странам СНГ и Восточной Европе была Германия, на которую приходилось 61% оказанной финансовой помощи. При этом доля ее в помощи другим группам странам составляла всего 12%. Причем именно Германия больше всего помогала странам, обладающим ядерным оружием, например, она больше всех денег потратила на Россию.
- Если исключить Германию, то вторым по значимости донором становится Япония, доля которой составляет 11% для стран СНГ и 30% для других экономик.
- Если исключить и Японию, то доля Австрии в помощи странам СНГ и Восточной Европы составит 11% и всего 0,4% для других групп.
Ошибки, на которых стоит поучиться Одна из главных ошибок, которые не стоит повторять западным странам, - это допускать значительной фрагментации помощи. После распада СССР доноры сосредоточились на массированном оказание помощи этим странам, забыв о других. Это может произойти и сейчас.
- Фрагментация помощи в мире не была высокой до падения Берлинской стены в 1989 году.
- С этого момент количество получателей помощи на одну страну-донора начало резко расти, а своего пика значение достигло в 1995 году. К донорам относятся 24 страны, входящие в Комитет содействия развитию ОЭСР, это страны Европы, США, Канада и Япония.
- Почему это произошло объяснить просто. В 1990 году помощь оказалась в основном странам, не входящим в советский блок. В 1999 году соотношение реципиентов из стран Восточной Европы и СНГ к донорам помощи оказалась выше, чем аналогичное соотношение для реципиентов из всех остальных стран мира. К 1999 году все доноры вошли с помощью в 27 новых стран.
Еще одна проблема - это чрезмерный фокус на стратегических и коммерческих интересах. В итоге, может пострадать основная цель предоставления помощи - развитие. Доноры интересуются выгодным партнерством или добычей полезных ископаемых.
- Сейчас мы видим, что помощь утекает в страны с большим коммерческим потенциалом, например, в Египет или Ливию
- А Йемен, беднейшая страна в регионе, вряд ли получит от доноров много средств. Тем более, его власти подозревают в связях с Аль-Каидой.
- Сложно будет привлечь помощь и Тунису, несмотря на лучшие в регионе политические и экономические институты.
- Совет экономистов прост: помощь будет эффективной, если страны действительно сосредоточатся на развитии экономики, частного бизнеса и институтов страны, а не будут преследовать свои интересы и помогать собственным ТНК.