- Минсельхоз предложил поддерживать всех, кто осуществляет первичную или промышленную переработку, но с условием, что 70 % переработчик продает, а не просто оставляет для своих нужд.
- Сельскохозяйственные производители уже получают компенсацию процентов по кредитам, что позволяет привлекать инвесторов и вводить новые мощности. На эти цели в госпрограмме развития АПК до 2020 года заложено 460 млрд. руб. Переработчикам тоже нужна такая система, считает Минсельхоз, но нужны дополнительные средства.
- Пищевая и перерабатывающая промышленность работает в рыночных условиях. Государство пытается уйти с рынка, чтобы не мешать ему. Сначала нужно проанализировать деятельность предприятий в условиях рыночной экономики, чтобы понять, нужна ли им вообще какая - либо помощь.
- Между производителями сырья и переработчиками постоянно возникают конфликты интересов из-за цен на закупаемую продукцию. Зачастую те, кто скупают продовольствие у производителей, стараются искусственно занизить его стоимость, а продают свою продукцию по завышенной цене и получает большую прибыль, чем те, кто выращивают сырье.
- Денег на то, чтобы субсидировать затраты переработчиков, в бюджете нет.
- перераспределить средства внутри самой госпрограммы: урезать финансирование производителей и передать часть переработчикам;
- поделить 460 млрд руб., выделенные на субсидирование кредитов для производителей с переработчиками. Тогда этих средств должно хватить до 2015 г. (бюджетные средства на этот срок как раз уже распределены). А после 2015 г. в программу можно внести изменения в части увеличения расходов.
Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации: "Учитывая текущее состояние мясного животноводства, его технологический уровень и структуру отрасли, привлечение инвестиций в производство скота и птицы и его поддержка должны оставаться приоритетным направлением развития. Даже после 6 лет бурного развития свиноводства доля импортной свинины в объеме потребления превышает 36%. Зависимость от импорта говядины - 38%. Значит, у нас по-прежнему не хватает скота для импортозамещения по мясу. При этом стоит напомнить, что в среднем на убой и переработку 1 кг скота нужно в 7 раз меньше инвестиций, а следовательно и объема субсидий по кредитам при тех же параметрах субсидирования, чем в производство скота. Поддерживать развитие убойных предприятий в мясной отрасли целесообразно при условии сохранения поддержки строительства новых современных товарных и племенных ферм. С конца 1990-х годов быстрыми темпами развивалась глубокая переработка мяса, во многом благодаря отсутствию ограничений на ввоз сырья и низким ценам на российский скот. Девальвация рубля и повышение таможенных пошлин на готовую продукцию помогло мясоперерабатывающим предприятиям вытеснить импорт с российского рынка. Его доля сегодня по разным оценкам не превышает 3-4%. Здесь поддержка нецелесообразна в принципе. Лучше направлять деньги на расширение производства скота, тогда цены на скот и мясосырье снизятся - и это будет лучшим подарком для производителей колбас и деликатесной продукции. Если Минфин действительно заявляет о высокой маржинальности в перерабатывающих отраслях, то к переработке мяса, в том числе глубокой, это никак не относится. Достаточно посмотреть публичные финансовые отчеты лидеров отрасли. Это ничем не обоснованное и непрофессиональное суждение, скорее всего субъективное. В отрасли нет больших доходов. Если Минсельхоз хочет расширить направления поддержки, а Минфин возражает против увеличения ее объемов, то нужно поискать внутренние резервы в принятой госпрограмме развития АПК на 2013-2020 гг. Нужно определиться со стратегией. Хотим ли мы помогать всем и вся в сельском хозяйстве и таким образом ослабить самые важные отрасли и усилить второстепенные? Или с учетом имеющихся скромных средств выбрать прорывные приоритетные направления, обеспечивающие продовольственную независимость нашей страны, модернизацию аграрной индустрии, развивающие инфраструктуру и требующие особого внимания в рамках нашего членства в ВТО. Если после этого останутся свободные ресурсы, можно будет поддерживать другие направления. Госпрограмма не догма, и никогда не поздно внести корректировки, чтобы более рационально перераспределить государственную поддержку и получить более весомый результат. Нужно решительно отказаться от поддержки направлений, которые не являются действительно важными. Только если мы будем располагать дополнительными ресурсами и не в ущерб основным секторам, можно направлять средства в "интересные" направления - пчеловодство, коневодство, козоводство и т.д. Мы не имеем сейчас возможности, будучи членами ВТО, проиграть из-за поддержки красивых, но популистских направлений".