- К 2050 году средний доход китайского рабочего вырастет в 7 раз - с $2500 до $18 000. Население Китая к тому времени превысит 1,4 млрд человек. В совокупности эти два фактора будут способствовать росту численности обеспеченных людей в мире.
- К 2050 году население Индии, которое вырастет до 1,6 млрд человек, будет иметь доход в шесть раз выше нынешнего.
- Но самый впечатляющий рост покажут Филиппины. К 2050 году население страны будет вдвое больше населения Германии или Великобритании, а его доходы - в 9 раз выше тех, что есть сегодня.
В результате многие развивающиеся экономики, считающиеся странами со средними доходами, превратятся в богатые государства. Как следствие, их жители начнут менять свои потребительские привычки.
Чем человек богаче, тем он больше развлекается Чем больше наличных ежемесячно появляется в кошельках людей, тем сильнее меняются их потребительские привычки. В HSBC решили определить закономерность этих изменений:
- Эффект порога. Если доходы человек вырастут с $1000 год до $3000-5000, то есть он перейдет из категории людей с низкими доходами в категорию людей со средними доходами, его потребление резко увеличивается. Далее привычки меняются уже не так быстро, даже если доход растет.
- Через это до 2050 года должны пройти Китай, Россия, Филиппины, Египет, Колумбия, Перу и другие развивающиеся страны. Всего примерно 3 млрд человек.
- Структура потребления. Сейчас в развивающемся мире в среднем на еду тратят 40% дохода. С ростом доходов доля расходов на продукты снижается до 10%, а вместо хлеба и круп люди начинают покупать больше мяса, алкоголя и сигарет.
- Становясь средним классом, люди, как правило, начинают больше тратить на свои дома: они покупают мебель и различную бытовую технику.
- По мере роста доходов увеличивается и продолжительность жизни. Люди начинают строить долгосрочные планы: они вкладывают деньги в собственное здоровье, социальную защиту, страховку, а также финансовые услуги - ведь они хотят спокойно жить на пенсии.
- Чем больше доход, тем больше люди готовы тратить и на собственные развлечения - доля этих трат всегда растет вместе с суммой наличных денег, которыми располагает человек. Так что, к 2050 году мир ждет существенный рост трат на отели и рестораны.
- В Восточной Европе боьше всех увеличит спрос на всевозможные товары Турция.
- Хорошие возможности для роста потребления есть и у россиян - вырастут расходы на рестораны и отдых.
- В Латинской Америке среди явных лидеров окажется Перу - спрос на "неосновные" товары для жизни подскочит в 20 раз.
Недвижимость и мебель. Экономическое развитие и рост доходов будут сопровождаться урбанизацией. На Филиппинах расходы на недвижимость будут ежегодно расти на 8,2%, а на мебель - на 7%, в Китае - на 7,3% и 5,8% соответственно, в России - на 5,9% и 4,5%. Развлечения. Жители развивающихся стран все чаще будут ходить по ресторанам и другим развлекательным местам. Расходы на рестораны и гостиницы на Филиппинах в среднем будут расти на 7,9% в год, а в Китае, Перу и Индии - чуть больше чем на 7%. В России, как и в Малайзии, они будут увеличиваться на 6% ежегодно. Китай, Индия, Россия, Филиппины также станут лидерами по росту спроса на другие виды проведения досуга. Туризм. Когда доход на душу населения достигает $20 000, жители этой страны начинают активно путешествовать. Рекордсменом здесь станет Китай: в 2011 году из Китая выехало 60 млн туристов, в 2012 году их количество вырастет до 130 млн, а к 2020 году - до 200 млн человек.
Финансовые услуги. Чем больше люди зарабатывают, тем больше интересуются финансовыми услугами. Например, сегодня 40% населения Индии не имеют доступа к официальным способам сбережения денег - они просто хранят их под матрасом. Позволить себе банковские услуги могут лишь самые богатые индийцы. Чем богаче будет население, тем более развитой будет финансовая система страны. В HSBC относят к среднему классу тех, кто зарабатывает $3000-15 000 в год (в постоянных долларах 2000 года).
- Сейчас самый большой по численности средний класс в Китае - к нему относятся 400 млн чел. Но это всего 30% населения.
- В России доля среднего класса такая же как в Китае - 30%. Однако уже к 2030 году доля среднего класса значительно вырастет и превысит 70% населения.
- В Индии и на Филиппинах к среднему классу относятся лишь 10% населения, зато в Бразилии - 40%.