- Социальное напряжение, скорее всего, продолжит нарастать. Меры жесткой экономии, повышение налогов, снижение пенсий, увеличение пенсионного возраста - все это привело к тому, что уровень располагаемых доходов работающего населения достиг минимальной отметки за многие десятилетия.
- Банки скоро не смогут крутиться в карусели "ответственного регулирования": им не удалось избавиться от заемных средств в капитале, а, учитывая стремительное приближение сроков исполнения требований BASEL-III, перевод части средств в категорию рискованных активов приведет к увеличению их резервов на фоне растущей потребности в очередных порциях привлеченного капитала.
Зарплатный компонент ВВП находится в области исторического минимума - на уровне 43,5% ВВП, по данным ФРБ Сент-Луиса, по сравнению с 48% до начала кризиса. Сейчас работающее население получает самое низкое вознаграждение в новейшей истории, что частично вызвано "эволюционными" причинами, такими как перевод операций компаний за рубеж и автоматизация процессов, но это в любом случае значительное изменение. На располагаемый доход этого работающего населения также влияют жесткие меры экономии, увеличение расходов на пенсии, повышение налогов и спад на рынках труда. В США, помимо этого, бешеными темпами растут расходы на оплату услуг медицинских специалистов. Наконец, их покупательная способность снижается каждый раз, когда ФРС, Банк Японии, Банк Англии или ЕЦБ запускают печатный станок. Не стоит забывать о том, что увеличение денежной массы означает, что все должно подорожать, чтобы компенсировать такое увеличение количества денег в системе, и даже профессор Принстона Бен Бернанке должен это знать. Балансы европейских банков сегодня растут быстрее, чем до кризиса Итак, средний класс и все работающее население брошены правительствами и обречены биться с кризисом без всякой помощи, хотя именно они сильнее всех пострадали от него. Это было бы приемлемо, если бы банки теряли деньги, а фондовые рынки падали, принимая на себя часть ударов. Но все происходит наоборот. Банки вернулись к своей докризисной игре: они увеличивают балансы, гоняются за доходностью и наращивают кредитное плечо. Заявленный процесс отказа банков от заемных средств до дела так и не дошел. А Драги со своей долгосрочной операцией рефинансирования и другими методами этому только поспособствовал. Все старые-добрые банковские привычки 2007-2008 гг. вернулись, и большинство банков в 2012 увеличили, а не уменьшили свои балансы! Как говорится в одной статье агентства Bloomberg: "европейские банки откладывают свою диету".
При этом расширение балансов банков происходило, несмотря на заявления независимых аналитиков о том, что европейским банкам в ближайшие пять лет нужно сократить балансы на 5 трлн евро, чтобы соответствовать требованиям BASEL-III. Совокупный баланс европейских банков в три раза больше ВВП Европы - вот это я и называю "отказом от заемных средств"! Кроме того, банки начали перемещать свои активы и обязательства, чтобы соответствовать изменениям регулирования, которые касаются взвешенных по риску активов. Единственная проблема заключается в том, что, хотя таким образом вы можете уменьшить необходимый регулятивный капитал, потребности в финансировании все равно будут отражаться на совокупном балансе! Ловкость рук - это хорошо, но она не поможет вам в финансировании ваших долгосрочных обязательств. Из всего этого можно сделать вывод, что сейчас уровень системного риска среди европейских банков выше, чем в 2010 или 2011 году. Я не понимаю, почему рынок, регуляторы, акционеры и аналитики отказываются об этом говорить. Итальянские и испанские банки в настоящий момент имеют больше государственных облигаций своих национальных правительств, чем когда-либо - именно это и поставило их, в первую очередь, в затруднительное положение. Кроме того, банки нарастили прибыль на 10 млрд евро за счет финансирования правительств с помощью денег, поступивших от ЕЦБ. Это подтверждает мою мысль: в предыдущих экономических циклах это бы называлось "схемой Понци" (ловкий мошенник Чарльз Понци в начале XX века создал первую финансовую пирамиду), но сейчас это называется "ответственное макроэкономическое регулирование"! Триста тысяч человек, вышедших недавно на улицы Лиссабона, нельзя игнорировать, это не получится сделать ни у испанских властей, ни у канцлера Германии Ангелы Меркель".