Сан-Франциско. 24 сентября. FINMARKET.RU - Главный экономический спор современности - это спор о том, был ли прав
Джон Мейнард Кейнс . Его сторонники уверены, что оживить экономику в кризис можно только с помощью монетарного и бюджетного стимулирования, вложенный в экономику государственный доллар благодаря мультипликативному эффекту дает несколько долларов роста.
На практике эти заветы (в современном переложении)
претворяет в жизнь ФРС во главе с Беном Бернанке.
Противники теории, столько же многочисленные, как и сторонники, уверены, что поддержка спроса государством и монетарными властями ничего не дает экономике - доллар все также остается долларом. Подсчетами влияния стимулирования уже исписаны тонны бумаги, а особенно острым спор стал после кризиса 2008 года.
Федеральный резервный банк Сан-Франциско
решил на примере США изучить влияние стимулирования. В качестве гипотезы они избрали тезис о том, что главный враг экономики США - неопределенность, которая вгоняет в ступор простых американцев, корпорации, инвесторов и всех остальных.
- Экономисты использовали опрос Университета Мичигана: с 1978 года эксперты проводят опрос покупателей на предмет того, как неопределенность влияет на решение о крупных покупках. Также они использовали индекс VIX, измеряющий волатильность акций, входящих в индекс S&P500.
- Во время рецессии индекс VIX растет, потому что все больше людей отказываются от крупных покупок. Во время роста экономики оба показателя падают - так работает корреляция неопределенности и деловых циклов. Конечно, оба показателя не всегда совпадают, тем не менее, во время прошлой рецессии они сильно выросли.
- Эксперты объединили в одну модель потребительскую неопределенность, уровень безработицы, инфляцию за 12 месяцев и статистику по трехмесячным векселям Казначейства. Они использовали данные за длительный период - с января 1978 года по ноябрь 2011 года. Сами они назвали это "маленький статистической лабораторией" - они подбирали даные так, чтобы статистика не влияла на уровень потребительской уверенности.
Во время рецессии неопределенность резко растет
Неопределенность влияет на экономику и приводит к снижению спроса
В итоге, они пришли к следующим выводам:
- Уровень безработицы оказывается на максимальном уровне через 15 месяцев после шока, например, экономического кризиса, а затем медленно возвращается к прежней траектории.
Неопределенность увеличивает безработицу
- Инфляция, наоборот, падает - своего дна она достигает примерно через 12 месяцев после шока.
Из-за неопределенности инфляция замедляется
В ответ ФРС снижается ставки
- Неопределенность, таким образом, проявляется, как снижение спроса. Инфляция падает, а рост экономики замедляется.
- С начала 2008 года из-за роста неопределенности безработица в США выросла на 1-2 п.п. Если бы уровень неопределенности не рос с 2008 года, то сейчас безработица составила бы 6-7%, а не 8-9%.
Ровно так же реагирует на рост неопределенности и экономика Великобритании. Конфедерация британских промышленников ежеквартально опрашивает 1000 британских компаний о том, как неопределенность влияет на их спрос. Эксперты изучили данные с четвертого квартала 1979 года по второй квартал 2011 года. Эффект тот же: рост неопределенности сокращает спрос, итогом этого становятся более высокая безработица, низкая инфляция и низкие краткосрочные процентные ставки.
Поможет ли стимулирование
Неопределенность мало отражается на динамике предложения. Это дает возможность ФРС и властям стимулировать экономику, не опасаясь роста цен. Наоборот, более свободная монетарная политика помогает стабилизировать цены.
На этот раз способность ФРС справиться с ростом неопределенности ограничена тем, что ставки сейчас находятся на минимальных уровнях - снизить номинальные ставки ниже нуля невозможно. А, значит, Кейнс был прав: проблемы США нужно решать, просто заливая экономику деньгами.
Мнение посетителей сайта, оставляющих свои комментарии на новости и статьи, может не совпадать с мнением редакции ИА «Финмаркет», и за содержание комментариев ИА «Финмаркет» ответственности не несет. При этом агентство оставляет за собой право модерировать и удалять любые комментарии посетителей сайта.