- Индекс аппетита к риску Credit Suisse (Risk Appetite Index) начал расти в начале сентября. Сейчас он находится на высоком уровне, но все равно существенно ниже значений апреля-марта этого года. Тогда на рынках ощущался максимальный эффект от программы LTRO, проведенной Европейским центральным банком.
- Этот индекс рассчитывается на основе котировок акций и облигаций.
- Значительную долю в нем занимают показатели рынков развивающихся стран.
- Зато другой индекс - Fisher-Gartman Risk-On Index, - также оценивающий степень принятия рисков, сейчас находится на максимальном уровне за всю свою историю, то есть за последние 2 года.
- Этот индекс в наибольшей степени зависит от цен на сырье и курсов валют, а также от акций. Развивающиеся страны влияют на его формирование в меньшей степени.
- Разница связана именно с отставанием фондовых рынков развивающихся стран от мировых финансовых рынков, поясняют эксперты.
- Еще один индекс - Citi Macro Risk Index - измеряет не склонность к риску, а наоборот, степень его неприятия. Он основан на спредах по кредитам в США, на спредах по суверенным обязательствам развивающихся стран и на показателях волатильности рынков.
- Согласно этому показателю сейчас уровень неприятия рисков самый низкий с начала 2010 года, то есть еще до обострения ситуация с долговым кризисом в Греции.
Инвесторы, судя по этим показателям, потеряли страх перед возможными потерями, но причина этого далеко не разрешение мировых финансовых проблем. Теперь на рынках господствует "новая норма" - уровень принятия рисков определяют центробанки. Заливая рынки потоками дешевых денег, они дают инвесторам сигнал: любые риски можно просто игнорировать. У такой политики есть несколько негативных последствий. Цена активов формируется не рыночными законами, а политикой центробанков. В итоге, она не отражает реальной ситуации на рынке и в экономике. Это дает инвесторам шанс или хорошо заработать или много потерять. В блоге Sober Look приводят пример:
- ФРС, покупая ипотечные бумаги, продает на рынок волатильность или риск досрочного погашения. В результате действий ФРС любой заемщик может в любой момент погасить кредит, хотя это не очень выгодно всем остальным участникам рынка. Агентство также может погасить бумагу по каким-то причинам.
- Сейчас цена ипотечных бумаг на рынке выше, чем их стоимость их отзыва. Это означает, что инвесторам не только придется отказаться от владения бумагой, но и списать потери - разницу между ценой погашения и рыночной ценой.
- Кроме того, инвестору придется купить новую бумагу, но из-за действий ФРС доходность по ней может оказаться намного ниже. Тем более, она также подвержена вышеописанному риску.
- Итог действий ФРС таков: количественное смягчение увеличивает стоимость ипотечных бумаг и, соответственно, возможные потери инвесторов от риска предварительного погашения.
- Обещание поддержать ставки низкими до середине 2015 года также неявно увеличивает риски. Инвесторы будут боятся, что ФРС откажется от своего обещаний.
- ЕЦБ обещает покупать лишь краткосрочные бумаги - сроком погашения до 3-х лет.
- Инвесторы будут просто скупать более долгосрочные бумаги с высокой доходностью, некоторое время они будут получать высокий процент по ним и ждать пока срок их погашения войдет в границы, установленные ЕЦБ.
- Затем их стоимость резко вырастет, а с ним и капитал фонда или банка - в этой ситуации бумагу можно выгодно продать на рынке.